Типовая учебная программа курса «Глобальные компетенции» » Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа № 171 » Управления образования города Алматы
Алматы қаласы Білім басқармасының
"№171 жалпы білім беретін мектеп"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Директор:
+7(727) 297-61-14
Бухгалтер:
+7(727) 299-96-95
Нашар көрушілер
нұсқасы
05
сентябрь
2022

Типовая учебная программа курса «Глобальные компетенции»

Приложение  к приказу Министра просвещения

Республики Казахстан

от «   »             2022 года

 

Типовая учебная программа курса «Глобальные компетенции»

для 5-9 классов уровня основного среднего образования

 

 

  1. Общие положения

 

  1. Типовая учебная программа курса «Глобальные компетенции» разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденном приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 29031).
  2. Курс «Глобальные компетенции» способствует формированию ценностных ориентиров, коммуникативных навыков, этических норм и поведенческих установок обучающихся, необходимых для определения своего места в мире. 
  3. Цель курса: формирование конкурентоспособной личности, обладающей компетенциями глобальной гражданственности.
  4. Задачи курса:
  • ознакомить обучающихся с глобальными вызывами современности;
  • формировать культуру устойчивого развития личности;
  • развивать у обучающихся аналитическое оценочное понимание местных, региональных, национальных, глобальных событий, причин и их последствий;
  • воспитывать в атмосфере эмпатий к нуждам и правам других людей;
  • сформировать навыки осмысленного и творческого обучения.
  1. Объем учебной нагрузки по курсу «Глобальные компетенции» составляет:

в 5 классе - 0,5 часов в неделю, 18 часов в учебном году;

в 6 классе - 0,5 часов в неделю, 18 часов в учебном году;

в 7 классе - 0,5 часов в неделю, 18 часов в учебном году;

в 8 классе - 0,5 часов в неделю, 18 часов в учебном году;

в 9 классе - 1 час в неделю, 36 часов в учебном году.

 

 

  1. Базовое содержание учебного курса

 

 

  1. Программа курса включает шесть разделов, разработанных с учетом возрастных особенностей и интересов обучающихся.

Юнит «Добропорядочность и этика»  способствует развитию у обучающихся личностных качеств, как этичность, доброжелательность, честность, толерантность, ответственность за свои действия, умение работать в коллективе и представляющего высокие стандарты культуры поведения.

Юнит «Гражданственность и патриотизм» культивирует идентичный код казахстанского общества и уважение государственности, формирование гражданской позиции и ответственности, взаимоотношения людей в обществе, взаимопомощь в семье, формирование международного сознания.

Юнит «Медиаграмотность и финансовая грамотность» направлен на ознакомление с основными понятиями и законами медиа пространства и финансовой грамотности, на развитие критического мышления и получение навыков финансовой функциональной грамотности, формирования базовых принципов использования инструментов медиа пространства, критическое осмысление подходов в использовании инструментов медиа пространства на принципах взаимо-экологичности и целесообразности. Обучающиеся интегрируются в глобальное экономическое пространство, через применение финансовой грамотности как инструмента достижения личного финансового благополучия.

Юнит «Безопасность жизнедеятельности» направлен на обеспечение безопасности жизни и здоровья человека, на сохранение индивидуальности, права на личную жизнь и неприкосновенность, защиту от буллинга и насилия,  знакомит со способами, направленными на сохранение жизни.

 Юнит «Экологическая культура» ознакомит с основными законами экологии, научит позитивному, бережному отношению к своему здоровью, окружающим людям и природе. Сформирует личность, соблюдающую нравственные и правовые принципы природопользования, ведущую активную природоохранительную деятельность, противодействующую нарушителям связей в биосфере, а также социально ориентированную личность с развитым экологическим сознанием.

Юнит «Светскость и религиоведение» (9 класс) направлен на формирование правовой и религиозной грамотности обучающихся, понимание принципа светскости как ценности, изучение места религии в жизни общества, истории и современного состояния мировых религий, псевдорелигиозных и деструктивных религиозных течений.

 

3. Требования к уровню подготовки обучающихся

 

У обучающихся сформированы:

1)    навыки широкого спектра;

2)    социальная ответственность;

3)    критическое, креативное и творческое  мышление;

4)    ответственность за свои знания и за себя, отзывчивость и уважительное отношение к  другим;

5)    навык здорового образа жизни и содействие благополучию для всех;

6)    потребность в обучении на протяжении всей жизни;

7)    иммунитет против влияния идеологий и практики экстремистских, террористских религиозных групп и течений.

 

Обучающиеся применяют:

1)    полученные знания на практике;

2)    новые идеи - собственные и другие;

3)    навыки критического оценивания и работы с информацией;

4)    исследовательские навыки, навык проектной, волонтерской  работы; 

5)    знания и навыки, направленнные на построение открытого, дружелюбного общества в интересах устойчивого развития.

 

            Обучающиеся анализируют:

1)    свои сильные и слабые стороны, чтобы поддержать обучение и личностное развитие;

2)    различные аспекты жизни для достижения жизненных успехов и благополучия;

3)    взаимодействие и сотрудничество с другими;

4)    принципы взаимосвязи государства, политических и религиозных объединений и культур.

 

Обущающиеся критически оценивают:

1)    собственное поведение и  культуру, личную историю, а также ценности и разные точки зрения;

2)    ситуации и принимают ответственные решения.

 

         Настоящая учебная программа реализуется в соответствии с Долгосрочным планом реализации Типовой учебной программы курса «Глобальные компетенции» для 5-9 классов уровня основного среднего образования согласно приложению к настоящей учебной программе.

 

 

 

 

 

Приложение

к Типовой учебной программе

курса «Глобальные компетенции» для 5-9 классов уровня основного среднего образования

 

Долгосрочный план реализации

Типовой учебной программы курса «Глобальные компетенции»

для 5-9 классов уровня основного среднего образования

 

Долгосрочный план содержит темы, количество часов, затрачиваемых на освоение тем и целей обучения в виде ожидаемых результатов.

При планировании тем в соответствии с количеством часов педагог может преобразовывать темы и цели обучения, вносить изменения с учетом специфики класса, индивидуальных особенностей и уровня подготовленности обучающихся.

 

Тематика курса «Глобальные компетенции»

 

Юнит

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Добропорядочность и этика

Все начинается с приветствия

Принципы взаимоотношений в обществе как национальное наследие

«Качества духовные — главное в человеческой жизни» (Абай)

Культура любви

 

Семья и брак. Что приносит счастье и что ему мешает?

 

Учимся быть благодарными родителям

 

Бесценный труд учителя

 

Творить добро другим на радость

Трудись на благо общества!

 

Корпоративная культура труда

 

Широта души – украшение человека

 

Все решаем вместе!

Работа над недостатками – путь к совершенству

Верность в дружбе

 

Честность и справедливость как принципы жизни

 

Этика поведения за столом.

Сервировка стола

Дорог не подарок -дорого  внимание

 

Культура общения

Этика общения между поколениями как традиция казахского народа

 

Этика путешествия: мы представляем свою страну

Мы против травли/буллинга

Я несу ответственность за свои действия

Как не допустить насилия и как защититься

 

 

«Отдавать себе отчет: были ли дела  полезными» (Абай)

Культура взаимоотношений: гендерные роли

Гражданственность и патриотизм 

Взаимоуважение в семье

Мой круг общения

Что для меня значит Родина?

Что такое толерантность?

Относись к другим как к самому себе

Горжусь своей Родиной! 

Гордость школы

Магия родного языка

Мы - единый народ!

Социальные роли и статусы 

Достойный гражданин своей Родины

История моего края

Они прославили нашу страну 

Отчизне посвящается

Наша будущая молодежь, какая она?

Разные взгляды, но единая нация!

 

Листая страницы истории

Моя страна в моем сердце!

Единство народа – великая сила!

Медиаграмотность  и финансовая грамотность

Что такое социальные сети

Что такое нетикет

 

Публичное выступление в реальной жизни и в медиа пространстве

Видео хостинги (YouTube)

Блогеры в социальных сетях

Мой аккаунт в социальных сетях

Права в Интернете

Телефонные мошенники: что делать?

Прокрастинация

Кибербуллинг

Что такое бартер

Отчего зависит оплата труда

Что такое подкаст

Доходы семьи

Активные и пассивные доходы

Как появились первые деньги и их функции

Деньги других стран

 

Как эффективно управлять личным доходом

Накопления. Карманные деньги

Типы семейного бюджета

Как оценивается труд человека

Как повысить личный доход

Как планируется семейный бюджет и как его экономить

Расходы семьи

Планирование семейного бюджета

Из чего состоят доходы и расходы семьи

Обязательные и необязательные  расходы семьи

Финансовые цели семьи

Кредит на жилье. Ипотека

Как сохранить сбережения

 

Как управлять карманными деньгами

Как совершать крупные покупки

Как создаются денежные накопления

Спонтанные покупки

Финансовая пирамида

 

 

Что такое семейный бюджет

Банковские кредиты

Правила ведения семейного бюджета

Финансовый достаток

 

 

 

Финансовая подушка безопасности семьи

Виды накоплений

 

Безопасность жизнедеятельности

Безопасный дом, двор, школа

Моя дорога домой

Безопасность на природе

Ответственность за нарушения правил и законов

Что важно знать в случае возникновения какой-либо угрозы?

Не играй с огнем!

Службы спасения

 

Безопасность во время стихийных бедствий

Ответственное поведение и профилактика инфекций

Как я могу помочь себе и другим в экстремальных ситуациях?

Моя безопасность в моих руках!

Осторожно, подозрительные предметы!

Безопасное использование техники

Право на личную неприкосновенность

Как выходить из опасных для жизни и здоровья ситуаций?

Моё здоровье  в моих руках!

Секреты здоровья и красоты или зачем нужна гигиена

Я есть то, что я ем. Пищевая безопасность

Нулевая терпимость к насилию

С кем можно обсудить вопрос о безопасности?

Как пассажир может стать слоном в машине?

Правила безопасного поведения в помещениях

Взрослеем безопасно

Право на сохранение индивидуальности

Планирование семьи

 

 

 

Правила оказания первой помощи

Что мы знаем о ВИЧ и СПИД?

Экологическая культура

Земля - наш общий дом

Красота родного края

Экология моего края, страны

Любовь к природе

Как мы используем природные ресурсы?

Мир вокруг меня

Человек - часть природы

Как жить в единстве с природой

Какой должна быть Земля в будущем?

Экологическая устойчивость

Наш чистый двор

Экологическое путешествие

Экологические риски

Природные катаклизмы

Влияние катастроф и стихийных бедствии на окружающую среду 

Правила поведения на природе

Почему человек бездушно относится к природе?

Как сберечь природу

Ответственность за причинение вреда окружающей среде

Наше право на чистую экологию

Безопасный отдых

 

 

 

Экологические конфликты

Светскость и основы религиоведения

 

 

 

 

Светское государство и религия

 

 

 

 

Происхождение и значение религии, ее социальное предназначение и  классификация

 

 

 

 

Структура и функции религии

 

 

 

 

Истоки и исторические формы религии

 

 

 

 

Древняя система верований, национальные и традиционные религии

 

 

 

 

Основы религиозного учения буддизма

 

 

 

 

Основы религиозного вероучения христанства

 

 

 

 

Основы исламской религии

 

 

 

 

Ислам на территории Казахстана

 

 

 

 

Деятельность православных религиозных организаций на территории  Казахстана

 

 

 

 

Исламская культура

 

 

 

 

Понятие о псевдо религиозных организациях и течениях. Терроризм

 

 

 

 

Казахстан – унитарное и светское государство

 

 

 

 

Политика Казахстана  в области мира и межрелигиозного согласия

        

         5 класс

 

Тематика

Количество часов

Ожидаемый результат (конечный продукт) 

Добропорядочность и этика

1

Все начинается с приветствия

3

Решение ситуационных задач

Подготовка видеороликов «Культура общения», «Культура речи»

2

Учимся быть благодарными родителям

3

Широта души – украшение человека

4

Этика поведения за столом.

Сервировка стола

5

Мы против травли/буллинга

Гражданственность и патриотизм 

1

Взаимоуважение в семье

3

Социальный проект

Ментальная карта «Уважая себя, уважаю других»

Решение ситуационных задач

2

Горжусь своей Родиной! 

3

Достойный гражданин своей Родины

4

Разные взгляды, но единая нация!

Медиаграмотность  и финансовая грамотность

1

Что такое социальные сети

5

Проект

Исследовательская работа

Создание аккаунта

Создание постеров

Конкурс

Построение схем

Решение ситуационных задач

2

Мой аккаунт в социальных сетях

3

Что такое бартер

4

Как появились первые деньги и их функции

5

Как оценивается труд человека

6

Из чего состоят доходы и расходы семьи

7

Как управлять карманными деньгами

Безопасность жизнедеятельности

1

Безопасный дом, двор, школа

4

Проект

Ролевые игры «Один дома: остаться в  безопасности»,

«Как можно просить помощь»

Решение ситуационных задач

2

Не играй с огнем!

3

Моя безопасность в моих руках!

4

Моё здоровье в моих руках!

5

Как пассажир может стать слоном в машине?

Экологическая культура

1

Земля-наш общий дом

3

Проект

Экологический поход, акции

Разработка информационных буклетов

Конкурс рисунков на тему «Природа - творец всех творцов» 

2

Мир вокруг меня

3

Наш чистый двор

4

Правила поведения на природе

5

Безопасный отдых

 

6-класс

 

Тематика

Количество часов

Ожидаемый результат (конечный продукт) 

Добропорядочность и этика

1

Принципы взаимоотношений в обществе как национальное наследие

3

Проект

Подготовка буклетов

2

Бесценный труд учителя

3

Все решаем вместе!

4

Дорог не подарок - дорого  внимание

5

Я несу ответственность за свои действия

Гражданственность и патриотизм

1

Мой круг общения

3

Проект

Интервью «Мой герой»

2

Гордость школы

3

История моего края

Медиаграмотность  и финансовая грамотность

1

Что такое нетикет

5

Исследовательская работа

Решение ситуационных задач

Ролевые игры

Построение схем

Ролевые игры

2

Права в Интернете

3

От чего зависит оплата труда

4

Деньги других стран

5

Как повысить личный доход

6

Обязательные и необязательные расходы семьи

7

Как совершать крупные покупки

8

Что такое семейный бюджет

Безопасность жизнедеятельности

1

Моя дорога домой

4

Проект

Создание граффити/рисунков/сторибордов

Решение ситуационных задач

2

Службы спасения

3

Осторожно, подозрительные предметы!

4

Секреты здоровья и красоты или зачем нужна гигиена

5

Правила безопасного поведения в помещениях

Экологическая культура

1

Красота родного края

3

Составление туристического маршрута

Проект «Маршрут моей мечты»

Создание Клуба путешественников

Конкурс  комиксов, аниме.

Экологический рейд и составление карты местности.

Круглый стол на тему «Человек и природа»

Изготовление поделок из природного материала

2

Человек - часть природы

3

Экологическое путешествие

4

Почему человек бездушно относится к природе?

 

         7-класс

 

Тематика

Количество часов

Ожидаемый результат (конечный продукт) 

Добропорядочность и этика

1

«Качества духовные - главное в человечес­кой жизни» (Абай)

 

3

 

 

Подготовка  видеоролика 

Проект

Решение ситуационных задач



2

Творить добро другим на радость

3

Работа над недостатками – путь к совершенству

4

Культура общения

5

Как не допустить насилия и как защититься

Гражданственность и патриотизм

1

Что для меня значит Родина?

3

Проект

Исследовательская работа

Подготовка видеоролика «Гордость нашей страны»

2

Магия родного языка

3

Они прославили нашу страну 

4

Листая страницы истории

Медиграмотность  и финансовая грамотность

1

Публичное выступление в реальной жизни и в медиапространстве

5

Исследовательская работа

Решение ситуационных задач

Ролевые игры

Построение схем

Ролевые игры

Конкурс

2

Телефонные мошенники: что делать?

3

Что такое подкаст?

4

Как эффективно управлять личным доходом

5

Как планируется семейный бюджет и как его экономить

6

Финансовые цели семьи

7

Как создаются денежные накопления

8

Банковские кредиты

9

Финансовая подушка безопасности семьи

Безопасность жизнедеятельности

1

Безопасность на природе

4

Исследовательская работа

Решение ситуационных задач

Съемка видеоролика

Разработка Инструкции по безопасности на природе

2

Безопасность во время стихийных бедствий

3

Безопасное использование техники

4

Я есть то, что я ем. Пищевая безопасность

5

Взрослеем безопасно

Экологическая культура

1

Экология моего края, страны

3

Сочинение  на тему «Как жить в единстве с природой»

Фотовыставка  «Наша экология»

Презентация на тему  «Сохраним  природу!»

Экологические акции

2

Как жить в единстве с природой

3

Экологические риски

4

Как сберечь природу

        

8-класс

 

Тематика

Количество часов

Ожидаемый результат

(конечный продукт) 

Добропорядочность и этика

1

Культура любви

3

Подготовка видеоролика

Ролевая игра «Пригласите друга в кафе»

Решение ситуационных задач

2

Трудись на благо общества!

3

Верность в дружбе

4

Этика общения между поколениями как традиция казахского народа

5

«Отдавать себе отчет: были ли дела  полезными» (Абай)

Гражданственность и патриотизм

1

Что такое толерантность

3

Социальный проект Благотворительный челлендж

«Помоги ближнему»

2

Мы - единый народ!

3

Отчизне посвящается

4

Моя страна в моем сердце!

Медиаграмотность и финансовая грамотность

1

Видеохостинги (YouTube)

4

Исследовательская работа

Решение ситуационных задач

Ролевые игры

Построение схем

Конкурс

2

Прокрастинация

3

Доходы семьи

4

Накопления. Карманные деньги

5

Расходы семьи

6

Кредит на жилье. Ипотека

7

Спонтанные покупки

8

Правила ведения семейного бюджета

9

Виды накоплений

Безопасность жизнедеятельности

1

Ответственность за нарушения правил и законов

5

Исследовательская работа

Решение ситуационных задач

Стартапы

2

Ответственное поведение и профилактика инфекций

3

Право на личную неприкосновенность

4

Нулевая терпимость к насилию

5

Право на сохранение индивидуальности

6

Правила оказания первой помощи

Экологическая культура

1

Любовь к природе

3

Стартапы

Круглый стол (обсуждение поэмы Олажаса Сулейменова «Волчата»)

Исследовательская работа

Аргументированное эссе

Экологические акции

Выпуск газеты\ журнала\ брошюры на тему «Защита природы в наших руках!»

2

Какой должна быть Земля в будущем?

3

Природные катаклизмы

4

Ответственность за причинение вреда окружающей среде

 

         9-класс

 

Тематика

Количество часов

Ожидаемый результат

 (конечный продукт) 

Добропорядочность и этика

1

Семья и брак. Что приносит счастье и что ему мешает?

6

Социальные проекты

Брифинги

Защита проектов

Подготовка видео

Инфографика

2

Корпоративная культура труда

3

Честность и справедливость как принципы жизни

4

Этика путешествия: мы представляем свою страну

5

Культура взаимоотношений: гендерные роли

Гражданственность и патриотизм

1

Относись к другим как к самому себе

4

Проект

Решение ситуационных задач

Флешмоб

Акции

2

Социальные роли и статусы 

3

Наша будущая молодежь, какая она?

4

Единство народа – великая сила!

Медиграмотность и финансовая грамотность

1

Блогеры в социальных сетях

6

Проведение TEDx

Проект

Ролевые игры

Стартапы

2

Кибербуллинг

3

Активные и пассивные доходы

4

Типы семейного бюджета

5

Планирование семейного бюджета

6

Как сохранить сбережения

7

Финансовая пирамида

8

Финансовый достаток

Безопасность жизнедеятельности

1

Что важно знать в случае возникновения какой-либо угрозы

5

Исследовательская работа

Решение ситуационных задач

Ролевые игры

Построение схем

Конкурс

Видеоролик

2

Как я могу помочь себе и другим в экстремальных ситуациях

3

Как выходить из опасных для жизни и здоровья ситуаций

4

Правила оказания первой помощи

5

С кем можно обсудить вопрос о безопасности

6

Планирование семьи

7

Что мы знаем о ВИЧ и СПИД?

Экологическая культура

1

Как мы используем природные ресурсы?

4

Экологические акции

Брифинг на тему «Как мы используем природные ресурсы»

Эссе «Земля в будущем»

Защита проектов 

Сбор макулатуры и раздельный сбор вторсырья

Видеоролик на тему «Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок»

2

Экологическая устойчивость

3

Влияние катастроф и стихийных бедствии на окружающую среду 

4

Наше право на чистую экологию

5

Экологические конфликты

Светскость и основы религиоведения

1

Светское государство и религия

11

 

 

 

 

 

Проект

Решение ситуационных задач

Тесты

 

 

 

 

 

 

2

Происхождение и значение религии, ее социальное предназначение и  классификация

3

Структура и функции религии

4

Истоки и исторические формы религии

5

Древняя система верований, национальные и традиционные религии

6

Основы религиозного учения буддизма

7

Основы религиозного вероучения христанства

8

Основы исламской религии

9

Ислам на территории Казахстана

10

Деятельность православных религиозных организаций на территории  Казахстана

11

Исламская культура

12

Понятие о псевдо религиозных организациях и течениях. Терроризм

13

Казахстан – унитарное и светское государство

14

Политика Казахстана  в области мира и межрелигиозного согласия



 

Осы беттің QR-коды:
QR-код этой страницы:

Похожие публикации:

16 сентябрь 2022 Приказ №399
05 декабрь 2022 Приказ №481
05 сентябрь 2022 Приказ №130