Типовая учебная программа курса «Глобальные компетенции»
Приложение к приказу Министра просвещения
Республики Казахстан
от « » 2022 года
№
Типовая учебная программа курса «Глобальные компетенции»
для 5-9 классов уровня основного среднего образования
- Общие положения
- Типовая учебная программа курса «Глобальные компетенции» разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденном приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 29031).
- Курс «Глобальные компетенции» способствует формированию ценностных ориентиров, коммуникативных навыков, этических норм и поведенческих установок обучающихся, необходимых для определения своего места в мире.
- Цель курса: формирование конкурентоспособной личности, обладающей компетенциями глобальной гражданственности.
- Задачи курса:
- ознакомить обучающихся с глобальными вызывами современности;
- формировать культуру устойчивого развития личности;
- развивать у обучающихся аналитическое оценочное понимание местных, региональных, национальных, глобальных событий, причин и их последствий;
- воспитывать в атмосфере эмпатий к нуждам и правам других людей;
- сформировать навыки осмысленного и творческого обучения.
- Объем учебной нагрузки по курсу «Глобальные компетенции» составляет:
в 5 классе - 0,5 часов в неделю, 18 часов в учебном году;
в 6 классе - 0,5 часов в неделю, 18 часов в учебном году;
в 7 классе - 0,5 часов в неделю, 18 часов в учебном году;
в 8 классе - 0,5 часов в неделю, 18 часов в учебном году;
в 9 классе - 1 час в неделю, 36 часов в учебном году.
- Базовое содержание учебного курса
- Программа курса включает шесть разделов, разработанных с учетом возрастных особенностей и интересов обучающихся.
Юнит «Добропорядочность и этика» способствует развитию у обучающихся личностных качеств, как этичность, доброжелательность, честность, толерантность, ответственность за свои действия, умение работать в коллективе и представляющего высокие стандарты культуры поведения.
Юнит «Гражданственность и патриотизм» культивирует идентичный код казахстанского общества и уважение государственности, формирование гражданской позиции и ответственности, взаимоотношения людей в обществе, взаимопомощь в семье, формирование международного сознания.
Юнит «Медиаграмотность и финансовая грамотность» направлен на ознакомление с основными понятиями и законами медиа пространства и финансовой грамотности, на развитие критического мышления и получение навыков финансовой функциональной грамотности, формирования базовых принципов использования инструментов медиа пространства, критическое осмысление подходов в использовании инструментов медиа пространства на принципах взаимо-экологичности и целесообразности. Обучающиеся интегрируются в глобальное экономическое пространство, через применение финансовой грамотности как инструмента достижения личного финансового благополучия.
Юнит «Безопасность жизнедеятельности» направлен на обеспечение безопасности жизни и здоровья человека, на сохранение индивидуальности, права на личную жизнь и неприкосновенность, защиту от буллинга и насилия, знакомит со способами, направленными на сохранение жизни.
Юнит «Экологическая культура» ознакомит с основными законами экологии, научит позитивному, бережному отношению к своему здоровью, окружающим людям и природе. Сформирует личность, соблюдающую нравственные и правовые принципы природопользования, ведущую активную природоохранительную деятельность, противодействующую нарушителям связей в биосфере, а также социально ориентированную личность с развитым экологическим сознанием.
Юнит «Светскость и религиоведение» (9 класс) направлен на формирование правовой и религиозной грамотности обучающихся, понимание принципа светскости как ценности, изучение места религии в жизни общества, истории и современного состояния мировых религий, псевдорелигиозных и деструктивных религиозных течений.
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
У обучающихся сформированы: 1) навыки широкого спектра; 2) социальная ответственность; 3) критическое, креативное и творческое мышление; 4) ответственность за свои знания и за себя, отзывчивость и уважительное отношение к другим; 5) навык здорового образа жизни и содействие благополучию для всех; 6) потребность в обучении на протяжении всей жизни; 7) иммунитет против влияния идеологий и практики экстремистских, террористских религиозных групп и течений.
Обучающиеся применяют: 1) полученные знания на практике; 2) новые идеи - собственные и другие; 3) навыки критического оценивания и работы с информацией; 4) исследовательские навыки, навык проектной, волонтерской работы; 5) знания и навыки, направленнные на построение открытого, дружелюбного общества в интересах устойчивого развития.
|
Настоящая учебная программа реализуется в соответствии с Долгосрочным планом реализации Типовой учебной программы курса «Глобальные компетенции» для 5-9 классов уровня основного среднего образования согласно приложению к настоящей учебной программе.
Приложение
к Типовой учебной программе
курса «Глобальные компетенции» для 5-9 классов уровня основного среднего образования
Долгосрочный план реализации
Типовой учебной программы курса «Глобальные компетенции»
для 5-9 классов уровня основного среднего образования
Долгосрочный план содержит темы, количество часов, затрачиваемых на освоение тем и целей обучения в виде ожидаемых результатов.
При планировании тем в соответствии с количеством часов педагог может преобразовывать темы и цели обучения, вносить изменения с учетом специфики класса, индивидуальных особенностей и уровня подготовленности обучающихся.
Тематика курса «Глобальные компетенции»
Юнит |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
Добропорядочность и этика |
Все начинается с приветствия |
Принципы взаимоотношений в обществе как национальное наследие |
«Качества духовные — главное в человеческой жизни» (Абай) |
Культура любви
|
Семья и брак. Что приносит счастье и что ему мешает?
|
Учимся быть благодарными родителям
|
Бесценный труд учителя
|
Творить добро другим на радость |
Трудись на благо общества!
|
Корпоративная культура труда
|
|
Широта души – украшение человека
|
Все решаем вместе! |
Работа над недостатками – путь к совершенству |
Верность в дружбе
|
Честность и справедливость как принципы жизни
|
|
Этика поведения за столом. Сервировка стола |
Дорог не подарок -дорого внимание
|
Культура общения |
Этика общения между поколениями как традиция казахского народа
|
Этика путешествия: мы представляем свою страну |
|
Мы против травли/буллинга |
Я несу ответственность за свои действия |
Как не допустить насилия и как защититься
|
«Отдавать себе отчет: были ли дела полезными» (Абай) |
Культура взаимоотношений: гендерные роли |
|
Гражданственность и патриотизм |
Взаимоуважение в семье |
Мой круг общения |
Что для меня значит Родина? |
Что такое толерантность? |
Относись к другим как к самому себе |
Горжусь своей Родиной! |
Гордость школы |
Магия родного языка |
Мы - единый народ! |
Социальные роли и статусы |
|
Достойный гражданин своей Родины |
История моего края |
Они прославили нашу страну |
Отчизне посвящается |
Наша будущая молодежь, какая она? |
|
Разные взгляды, но единая нация! |
|
Листая страницы истории |
Моя страна в моем сердце! |
Единство народа – великая сила! |
|
Медиаграмотность и финансовая грамотность |
Что такое социальные сети |
Что такое нетикет
|
Публичное выступление в реальной жизни и в медиа пространстве |
Видео хостинги (YouTube) |
Блогеры в социальных сетях |
Мой аккаунт в социальных сетях |
Права в Интернете |
Телефонные мошенники: что делать? |
Прокрастинация |
Кибербуллинг |
|
Что такое бартер |
Отчего зависит оплата труда |
Что такое подкаст |
Доходы семьи |
Активные и пассивные доходы |
|
Как появились первые деньги и их функции |
Деньги других стран
|
Как эффективно управлять личным доходом |
Накопления. Карманные деньги |
Типы семейного бюджета |
|
Как оценивается труд человека |
Как повысить личный доход |
Как планируется семейный бюджет и как его экономить |
Расходы семьи |
Планирование семейного бюджета |
|
Из чего состоят доходы и расходы семьи |
Обязательные и необязательные расходы семьи |
Финансовые цели семьи |
Кредит на жилье. Ипотека |
Как сохранить сбережения |
|
|
Как управлять карманными деньгами |
Как совершать крупные покупки |
Как создаются денежные накопления |
Спонтанные покупки |
Финансовая пирамида |
|
|
Что такое семейный бюджет |
Банковские кредиты |
Правила ведения семейного бюджета |
Финансовый достаток |
|
|
|
Финансовая подушка безопасности семьи |
Виды накоплений |
|
Безопасность жизнедеятельности |
Безопасный дом, двор, школа |
Моя дорога домой |
Безопасность на природе |
Ответственность за нарушения правил и законов |
Что важно знать в случае возникновения какой-либо угрозы? |
Не играй с огнем! |
Службы спасения
|
Безопасность во время стихийных бедствий |
Ответственное поведение и профилактика инфекций |
Как я могу помочь себе и другим в экстремальных ситуациях? |
|
Моя безопасность в моих руках! |
Осторожно, подозрительные предметы! |
Безопасное использование техники |
Право на личную неприкосновенность |
Как выходить из опасных для жизни и здоровья ситуаций? |
|
Моё здоровье в моих руках! |
Секреты здоровья и красоты или зачем нужна гигиена |
Я есть то, что я ем. Пищевая безопасность |
Нулевая терпимость к насилию |
С кем можно обсудить вопрос о безопасности? |
|
Как пассажир может стать слоном в машине? |
Правила безопасного поведения в помещениях |
Взрослеем безопасно |
Право на сохранение индивидуальности |
Планирование семьи |
|
|
|
|
Правила оказания первой помощи |
Что мы знаем о ВИЧ и СПИД? |
|
Экологическая культура |
Земля - наш общий дом |
Красота родного края |
Экология моего края, страны |
Любовь к природе |
Как мы используем природные ресурсы? |
Мир вокруг меня |
Человек - часть природы |
Как жить в единстве с природой |
Какой должна быть Земля в будущем? |
Экологическая устойчивость |
|
Наш чистый двор |
Экологическое путешествие |
Экологические риски |
Природные катаклизмы |
Влияние катастроф и стихийных бедствии на окружающую среду |
|
Правила поведения на природе |
Почему человек бездушно относится к природе? |
Как сберечь природу |
Ответственность за причинение вреда окружающей среде |
Наше право на чистую экологию |
|
Безопасный отдых |
|
|
|
Экологические конфликты |
|
Светскость и основы религиоведения |
|
|
|
|
Светское государство и религия |
|
|
|
|
Происхождение и значение религии, ее социальное предназначение и классификация |
|
|
|
|
|
Структура и функции религии |
|
|
|
|
|
Истоки и исторические формы религии |
|
|
|
|
|
Древняя система верований, национальные и традиционные религии |
|
|
|
|
|
Основы религиозного учения буддизма |
|
|
|
|
|
Основы религиозного вероучения христанства |
|
|
|
|
|
Основы исламской религии |
|
|
|
|
|
Ислам на территории Казахстана |
|
|
|
|
|
Деятельность православных религиозных организаций на территории Казахстана |
|
|
|
|
|
Исламская культура |
|
|
|
|
|
Понятие о псевдо религиозных организациях и течениях. Терроризм |
|
|
|
|
|
Казахстан – унитарное и светское государство |
|
|
|
|
|
Политика Казахстана в области мира и межрелигиозного согласия |
5 класс
№ |
Тематика |
Количество часов |
Ожидаемый результат (конечный продукт) |
Добропорядочность и этика |
|||
1 |
Все начинается с приветствия |
3 |
Решение ситуационных задач Подготовка видеороликов «Культура общения», «Культура речи» |
2 |
Учимся быть благодарными родителям |
||
3 |
Широта души – украшение человека |
||
4 |
Этика поведения за столом. Сервировка стола |
||
5 |
Мы против травли/буллинга |
||
Гражданственность и патриотизм |
|||
1 |
Взаимоуважение в семье |
3 |
Социальный проект Ментальная карта «Уважая себя, уважаю других» Решение ситуационных задач |
2 |
Горжусь своей Родиной! |
||
3 |
Достойный гражданин своей Родины |
||
4 |
Разные взгляды, но единая нация! |
||
Медиаграмотность и финансовая грамотность |
|||
1 |
Что такое социальные сети |
5 |
Проект Исследовательская работа Создание аккаунта Создание постеров Конкурс Построение схем Решение ситуационных задач |
2 |
Мой аккаунт в социальных сетях |
||
3 |
Что такое бартер |
||
4 |
Как появились первые деньги и их функции |
||
5 |
Как оценивается труд человека |
||
6 |
Из чего состоят доходы и расходы семьи |
||
7 |
Как управлять карманными деньгами |
||
Безопасность жизнедеятельности |
|||
1 |
Безопасный дом, двор, школа |
4 |
Проект Ролевые игры «Один дома: остаться в безопасности», «Как можно просить помощь» Решение ситуационных задач |
2 |
Не играй с огнем! |
||
3 |
Моя безопасность в моих руках! |
||
4 |
Моё здоровье в моих руках! |
||
5 |
Как пассажир может стать слоном в машине? |
||
Экологическая культура |
|||
1 |
Земля-наш общий дом |
3 |
Проект Экологический поход, акции Разработка информационных буклетов Конкурс рисунков на тему «Природа - творец всех творцов» |
2 |
Мир вокруг меня |
||
3 |
Наш чистый двор |
||
4 |
Правила поведения на природе |
||
5 |
Безопасный отдых |
6-класс
№ |
Тематика |
Количество часов |
Ожидаемый результат (конечный продукт) |
Добропорядочность и этика |
|||
1 |
Принципы взаимоотношений в обществе как национальное наследие |
3 |
Проект Подготовка буклетов |
2 |
Бесценный труд учителя |
||
3 |
Все решаем вместе! |
||
4 |
Дорог не подарок - дорого внимание |
||
5 |
Я несу ответственность за свои действия |
||
Гражданственность и патриотизм |
|||
1 |
Мой круг общения |
3 |
Проект Интервью «Мой герой» |
2 |
Гордость школы |
||
3 |
История моего края |
||
Медиаграмотность и финансовая грамотность |
|||
1 |
Что такое нетикет |
5 |
Исследовательская работа Решение ситуационных задач Ролевые игры Построение схем Ролевые игры |
2 |
Права в Интернете |
||
3 |
От чего зависит оплата труда |
||
4 |
Деньги других стран |
||
5 |
Как повысить личный доход |
||
6 |
Обязательные и необязательные расходы семьи |
||
7 |
Как совершать крупные покупки |
||
8 |
Что такое семейный бюджет |
||
Безопасность жизнедеятельности |
|||
1 |
Моя дорога домой |
4 |
Проект Создание граффити/рисунков/сторибордов Решение ситуационных задач |
2 |
Службы спасения |
||
3 |
Осторожно, подозрительные предметы! |
||
4 |
Секреты здоровья и красоты или зачем нужна гигиена |
||
5 |
Правила безопасного поведения в помещениях |
||
Экологическая культура |
|||
1 |
Красота родного края |
3 |
Составление туристического маршрута Проект «Маршрут моей мечты» Создание Клуба путешественников Конкурс комиксов, аниме. Экологический рейд и составление карты местности. Круглый стол на тему «Человек и природа» Изготовление поделок из природного материала |
2 |
Человек - часть природы |
||
3 |
Экологическое путешествие |
||
4 |
Почему человек бездушно относится к природе? |
||
7-класс
№ |
Тематика |
Количество часов |
Ожидаемый результат (конечный продукт) |
Добропорядочность и этика |
|||
1 |
«Качества духовные - главное в человеческой жизни» (Абай)
|
3
|
Подготовка видеоролика Проект Решение ситуационных задач |
2 |
Творить добро другим на радость |
||
3 |
Работа над недостатками – путь к совершенству |
||
4 |
Культура общения |
||
5 |
Как не допустить насилия и как защититься |
||
Гражданственность и патриотизм |
|||
1 |
Что для меня значит Родина? |
3 |
Проект Исследовательская работа Подготовка видеоролика «Гордость нашей страны» |
2 |
Магия родного языка |
||
3 |
Они прославили нашу страну |
||
4 |
Листая страницы истории |
||
Медиграмотность и финансовая грамотность |
|||
1 |
Публичное выступление в реальной жизни и в медиапространстве |
5 |
Исследовательская работа Решение ситуационных задач Ролевые игры Построение схем Ролевые игры Конкурс |
2 |
Телефонные мошенники: что делать? |
||
3 |
Что такое подкаст? |
||
4 |
Как эффективно управлять личным доходом |
||
5 |
Как планируется семейный бюджет и как его экономить |
||
6 |
Финансовые цели семьи |
||
7 |
Как создаются денежные накопления |
||
8 |
Банковские кредиты |
||
9 |
Финансовая подушка безопасности семьи |
||
Безопасность жизнедеятельности |
|||
1 |
Безопасность на природе |
4 |
Исследовательская работа Решение ситуационных задач Съемка видеоролика Разработка Инструкции по безопасности на природе |
2 |
Безопасность во время стихийных бедствий |
||
3 |
Безопасное использование техники |
||
4 |
Я есть то, что я ем. Пищевая безопасность |
||
5 |
Взрослеем безопасно |
||
Экологическая культура |
|||
1 |
Экология моего края, страны |
3 |
Сочинение на тему «Как жить в единстве с природой» Фотовыставка «Наша экология» Презентация на тему «Сохраним природу!» Экологические акции |
2 |
Как жить в единстве с природой |
||
3 |
Экологические риски |
||
4 |
Как сберечь природу |
8-класс
№ |
Тематика |
Количество часов |
Ожидаемый результат (конечный продукт) |
Добропорядочность и этика |
|||
1 |
Культура любви |
3 |
Подготовка видеоролика Ролевая игра «Пригласите друга в кафе» Решение ситуационных задач |
2 |
Трудись на благо общества! |
||
3 |
Верность в дружбе |
||
4 |
Этика общения между поколениями как традиция казахского народа |
||
5 |
«Отдавать себе отчет: были ли дела полезными» (Абай) |
||
Гражданственность и патриотизм |
|||
1 |
Что такое толерантность |
3 |
Социальный проект Благотворительный челлендж «Помоги ближнему» |
2 |
Мы - единый народ! |
||
3 |
Отчизне посвящается |
||
4 |
Моя страна в моем сердце! |
||
Медиаграмотность и финансовая грамотность |
|||
1 |
Видеохостинги (YouTube) |
4 |
Исследовательская работа Решение ситуационных задач Ролевые игры Построение схем Конкурс |
2 |
Прокрастинация |
||
3 |
Доходы семьи |
||
4 |
Накопления. Карманные деньги |
||
5 |
Расходы семьи |
||
6 |
Кредит на жилье. Ипотека |
||
7 |
Спонтанные покупки |
||
8 |
Правила ведения семейного бюджета |
||
9 |
Виды накоплений |
||
Безопасность жизнедеятельности |
|||
1 |
Ответственность за нарушения правил и законов |
5 |
Исследовательская работа Решение ситуационных задач Стартапы |
2 |
Ответственное поведение и профилактика инфекций |
||
3 |
Право на личную неприкосновенность |
||
4 |
Нулевая терпимость к насилию |
||
5 |
Право на сохранение индивидуальности |
||
6 |
Правила оказания первой помощи |
||
Экологическая культура |
|||
1 |
Любовь к природе |
3 |
Стартапы Круглый стол (обсуждение поэмы Олажаса Сулейменова «Волчата») Исследовательская работа Аргументированное эссе Экологические акции Выпуск газеты\ журнала\ брошюры на тему «Защита природы в наших руках!» |
2 |
Какой должна быть Земля в будущем? |
||
3 |
Природные катаклизмы |
||
4 |
Ответственность за причинение вреда окружающей среде |
9-класс
№ |
Тематика |
Количество часов |
Ожидаемый результат (конечный продукт) |
Добропорядочность и этика |
|||
1 |
Семья и брак. Что приносит счастье и что ему мешает? |
6 |
Социальные проекты Брифинги Защита проектов Подготовка видео Инфографика |
2 |
Корпоративная культура труда |
||
3 |
Честность и справедливость как принципы жизни |
||
4 |
Этика путешествия: мы представляем свою страну |
||
5 |
Культура взаимоотношений: гендерные роли |
||
Гражданственность и патриотизм |
|||
1 |
Относись к другим как к самому себе |
4 |
Проект Решение ситуационных задач Флешмоб Акции |
2 |
Социальные роли и статусы |
||
3 |
Наша будущая молодежь, какая она? |
||
4 |
Единство народа – великая сила! |
||
Медиграмотность и финансовая грамотность |
|||
1 |
Блогеры в социальных сетях |
6 |
Проведение TEDx Проект Ролевые игры Стартапы |
2 |
Кибербуллинг |
||
3 |
Активные и пассивные доходы |
||
4 |
Типы семейного бюджета |
||
5 |
Планирование семейного бюджета |
||
6 |
Как сохранить сбережения |
||
7 |
Финансовая пирамида |
||
8 |
Финансовый достаток |
||
Безопасность жизнедеятельности |
|||
1 |
Что важно знать в случае возникновения какой-либо угрозы |
5 |
Исследовательская работа Решение ситуационных задач Ролевые игры Построение схем Конкурс Видеоролик |
2 |
Как я могу помочь себе и другим в экстремальных ситуациях |
||
3 |
Как выходить из опасных для жизни и здоровья ситуаций |
||
4 |
Правила оказания первой помощи |
||
5 |
С кем можно обсудить вопрос о безопасности |
||
6 |
Планирование семьи |
||
7 |
Что мы знаем о ВИЧ и СПИД? |
||
Экологическая культура |
|||
1 |
Как мы используем природные ресурсы? |
4 |
Экологические акции Брифинг на тему «Как мы используем природные ресурсы» Эссе «Земля в будущем» Защита проектов Сбор макулатуры и раздельный сбор вторсырья Видеоролик на тему «Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок» |
2 |
Экологическая устойчивость |
||
3 |
Влияние катастроф и стихийных бедствии на окружающую среду |
||
4 |
Наше право на чистую экологию |
||
5 |
Экологические конфликты |
||
Светскость и основы религиоведения |
|||
1 |
Светское государство и религия |
11
|
Проект Решение ситуационных задач Тесты
|
2 |
Происхождение и значение религии, ее социальное предназначение и классификация |
||
3 |
Структура и функции религии |
||
4 |
Истоки и исторические формы религии |
||
5 |
Древняя система верований, национальные и традиционные религии |
||
6 |
Основы религиозного учения буддизма |
||
7 |
Основы религиозного вероучения христанства |
||
8 |
Основы исламской религии |
||
9 |
Ислам на территории Казахстана |
||
10 |
Деятельность православных религиозных организаций на территории Казахстана |
||
11 |
Исламская культура |
||
12 |
Понятие о псевдо религиозных организациях и течениях. Терроризм |
||
13 |
Казахстан – унитарное и светское государство |
||
14 |
Политика Казахстана в области мира и межрелигиозного согласия |