2023-2024 жылдарға арналған Әдістемелік нұсқау хат » Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа № 171 » Управления образования города Алматы
Алматы қаласы Білім басқармасының
"№171 жалпы білім беретін мектеп"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Директор:
+7(727) 297-61-14
Бухгалтер:
+7(727) 299-96-95
Нашар көрушілер
нұсқасы
01
сентябрь
2023

2023-2024 жылдарға арналған Әдістемелік нұсқау хат

1.1. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОРГАНИЗАЦИЯХ

ОБРАЗОВАНИЯ в 2023-2024 учебном году.

При реализации образовательного процесса в 2023-2024 учебном году организации образования должны руководствоваться Законом Республики Казахстан «Об образовании», Концепцией развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023– 2029 годы;

Законами «О статусе педагога», «О правах ребенка в Республике Казахстан другими законодательными актами, осуществлять процесс обучения на основе следующих нормативных документов:

– «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» (далее – ГОСО) (приказ Министра просвещения РК от 03.08.2022 г. № 348, с изменениями, внесенными приказом Министра просвещения РК от 23.09.2022 № 406 https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029836#z8

– «Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан» (приказ МОН РК от 08.11.2012 г. № 500 (с изменениями, внесенными приказами Министра просвещения РК от 12.08.2022 г. № 365 https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029136#z18, от 30.09.2022 г. № 412 https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029916#z6);

– «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций» (приказ Министра просвещения Республики Казахстан от

16.09.2022 г. №399 https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029767; с изменениями, внесенными приказами Министра просвещения РК от 21.11.2022 г. № 467 https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200030654);

– Постановление Правительства Республики Казахстан от 12.10.2021 г. № 726 Об утверждении национального проекта «Качественное образование», «Образованная нация» https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2100000726;

– «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» (приказ МОН РК от 18.03.2008 г. № 125; с изменением, внесенным приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 13.04.2023 г. № 96 https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2300032306#z6);

– «Об утверждении перечня учебников для организаций среднего образования, учебно-методических комплексов для дошкольных организаций, организаций среднего образования, в том числе в электронной форме» (приказ МОН РК от 22.05.2020 г. № 216)

– «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, специализированных, специальных, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях дополнительного образования для детей и взрослых» (приказ Министра просвещения РК от 31.08.2022 г. № 385 https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029329);

– «Об утверждении Правил подушевого нормативного финансирования дошкольного воспитания и обучения, среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования» (приказ МОН РК от 27.11.2017 г. № 596, с изменениями, внесенными приказами МОН РК от 23.03.2022 № 104 https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1700016138);

– «Об утверждении норм оснащения оборудованием и мебелью организаций дошкольного, среднего образования, а также специальных организаций образования» (приказ МОН РК от 22.01.2016 г. № 70, с изменениями, внесенными приказами МОН РК от 07.06.2022 № 265 https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1600013272);

– «Об утверждении Правил и условий проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования, и иных гражданских служащих в сфере образования и науки» (приказ МОН РК от 27.01.2016 г. № 83, с изменениями, внесенными приказами Министра просвещения Республики Казахстан от 30.12.2022 г. № 533 https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1600013317);

Ротация

– «Об утверждении Правил проведения ротации первых руководителей государственных организаций образования» (приказ МОН РК от 11.11.2021 г. № 559, с изменением, внесенным приказом Министра просвещения РК от 12.12.2022 г. № 492, https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2100025128);

 

Прием на работу и увольнение учителей

– «Об утверждении правил назначения на должности, освобождения от должностей первых руководителей и педагогов государственных организаций образования» (приказ МОН РК от 21.02.2012 г. № 57, с изменением, внесенным приказом Министра просвещения РК от 22.12.2022 г. № 513 https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1200007495); (приказ МОН РК от 01.07.2015 г. № 428, с изменением, внесенным приказом)

 

Документация педагога

– «Об утверждении Перечня документов, обязательных для ведения педагогами организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, и их формы» (приказ МОН РК от 06.04.2020 г. № 130, с изменением, внесенным приказом Министра просвещения РК от 17.03.2023 г. № 68 https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2000020317); https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2000020292);

– Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования», утвержденные приказом МЗ РК № ҚР ДСМ-76 от 05.08.2021 г. https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2100023890;

1.2. ОСОБЕННОСТИ ТИПОВЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ

Учебный процесс в общеобразовательных школах Республики осуществляется в соответствии с Типовыми учебными планами, утвержденными приказом министра образования и науки РК от 8 ноября 2012 года № 500 (с изменениями, внесенными приказом Министра просвещения РК от 12.08.2022 г. № 365 и от 30.09.2022 г. № 412). В соответствии с настоящим приказом в учебном процессе в общеобразовательных школах используются Типовые учебные планы и Типовые учебные планы с сокращением учебной нагрузки.

Организации образования обеспечивают соответствие рабочих учебных планов Типовым учебным планам и государственным общеобязательным стандартам образования Республики Казахстан.

В Типовые учебные планы начального, основного среднего и общего среднего образования (с сокращением учебной нагрузки), утвержденные приказом министра просвещения РК от 12 августа 2022 года №365, приказом от 30 сентября 2022 года №412, внесены следующие изменения:

По уровню основного среднего образования:

– в классах с казахским, русским, уйгурским, узбекским, таджикским языками обучения учебная нагрузка увеличилась на 1 час по предмету «Естествознание» (5-6-х классах) и по предмету Химия»(7-9-х классах), (Приложение 11,13,14,15,16,17 к приказу Министра просвещения РК от 30 сентября 2022 года № 412 https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029916).

По вариативному компоненту:

Комбинации учебных предметов, предназначенных для обеспечения ранней профилизации обучающихся, изучаются в объеме 1 часа.

По уровню Общего среднего образования:

В соответствии с Типовым учебным планом общего среднего образования по общественно-гуманитарному направлению с казахским, русским языками обучения учебная нагрузка по предмету «Химия» увеличилась на 1 час (Приложение 38,40 к приказу Министра просвещения РК от 30 сентября 2022 года № 412).


1.3. ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с государственными общеобязательными стандартами начального, основного, общего среднего образования в качестве базовых ценностей в содержании среднего образования определены:

- казахстанский патриотизм и гражданская ответственность;

- уважение;

- сотрудничество;

- труд и творчество;

- открытость;

- образование в течение всей жизни.

Компетентностный подход в обучении и воспитании Компетентностный подход включает в себя основной концепт

деятельностного подхода – «учение через деятельность» и усиливает его

требованием о том, что ученик должен уметь применять освоенные знания на практике.

Личностно-ориентированный подход

Реализация личностно-деятельностного и компетентностного подходов на практике осуществляется посредством использования активных и интерактивных методов. Деятельностный подход означает, что в центре учебного процесса личность (субъект деятельности), ее цели, мотивы, потребности, а главным инструментом самореализации и саморазвития личности является деятельность.

Применение STEM/ STEАM технологий

Подход на основе STEM/ STEАM технологий применим как при урочном, так и при внеурочном обучении. При проведении уроков рекомендуется применение проблемноориентированного и эвристического обучения, а при внеурочном обучении – проектно- и исследовательско-ориентированного обучения.

Формирование функциональной грамотности

Под функциональной грамотностью понимают способность применять полученные знания для решения повседневных задач, для применения навыков в будущей профессиональной деятельности и в жизни целом.

PIRLS-2021

По результатам PIRLS-2021 обучающиеся показали снижение баллов по информационному тексту, в выполнении заданий по интерпретации, интеграции и оценке.

TIMSS

По результатам участия Казахстана в проведенных циклах TIMSS 2019 года для повышения доли обучающихся, способных выполнять более сложные задания необходимо развитие у обучающихся навыков высокого порядка, включая решение нестандартных задач, интерпретацию данных, применение знаний в реальных жизненных ситуациях, установление причинно-следственных связей.

На уроках необходимо больше практиковать применение заданий с табличными данными, графиками, диаграммами.

В процессе преподавания предметов естественно-научного цикла особый упор делать на

практическую и исследовательскую деятельность учащихся. Необходимо использовать все возможности современного кабинета химии. Выработать умения работы с химическими приборами, проводить наблюдения, эксперименты и учить делать это самостоятельно. Применять на уроках тестовые задания в электронном формате, используя предметные электронные учебники.

PISA-2025

В рамках проведения МСИ основным направлением в предстоящем PISA-2025 определена естественно-научная грамотность, которая подразумевает умение аргументированно рассуждать о науке, об устойчивом развитии и технологиях для обоснования действий.

В связи с этим в процессе обучения рекомендуется акцентировать внимание на:

  • умение объяснять природные и технологические явления с научной точки зрения;
  • умение разрабатывать и интерпретировать научные данные и доказательства с критической точки зрения;
  • умение исследовать вопросы глобального, местного или личного характера.

ICILS-2018

По результатам международного исследования компьютерной и информационной грамотности ICILS-2018 организациям образования рекомендуется:

  • необходимо развивать межпредметное обучение сквозным цифровым навыкам, которые обеспечивают высокий уровень (уровень 3 и 4) компьютерной и информационной грамотности, требующие умение «…выбирать релевантную информацию для использования в коммуникативных целях, способность оценивать полезность информации в заданном контексте, и оценивать ее достоверность по содержанию и происхождению».

Сквозные цифровые навыки - это набор навыков, не связанных с конкретной предметной областью.

Создание инклюзивной образовательной среды Инклюзивная образовательная среда предполагает создание

образовательных условий для включения обучающихся с особыми образовательными потребностями. Фокус внимания переносится на результаты обучения, социализацию и благополучие ребенка, оценку среды в школе и качество условий.

Обучение в специальных школах / классах организуется по видам нарушений развития обучающихся:

– для детей с нарушением слуха;

– для детей с нарушением зрения;

– для детей с тяжелыми нарушениями речи;

– для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

– для детей с задержкой психического развития;

– для детей с нарушением интеллекта (легкие и умеренные нарушения интеллекта).

Выставление баллов и оценок

Во 2-11 классах педагог проводит ФО, СОР и СОЧ по предметам согласно

приказу МОН РК от 18 марта 2008 года № 125 «Об утверждении Типовых правил

проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой

аттестации обучающихся».

Максимальный балл за СОР составляет не менее 7 и не более 20 баллов в 5-11(12) классах.

  1. Результаты ФО не требуют распечатывания и хранения в бумажном Формате.
  2. письменные суммативные работы обучающихся за текущий учебный год хранятся в школе до конца данного учебного года.

2) при выставлении итогового балла за СОР и СОЧ не учитываются помарки и оформление условий учебных заданий

и задач, за поведение баллы не снижаются;

Разрешается проведение СОР в два этапа;

  • при учебной нагрузке 1 час в неделю СОР проводится не более двух раз в четверти с объединением разделов, итоговая оценка выставляется за полугодие. Оценка за полугодие выставляется по результатам ФО и СОР;
  • для обучающихся на дому по медицинским показаниям, обучающихся с особыми образовательными потребностями педагог разрабатывает индивидуальные задания с учетом учебной нагрузки и изученного ими учебного материала.

Модерация

В соответствии с приказом МОН РК от 18 марта 2008 года № 125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости,промежуточной и итоговой аттестации обучающихся», для обеспечения объективности оценивания результатов обучения в случае возникновения спорных вопросов по учебным предметам, по которым СОЧ проводится в письменной форме, по решению педагогического совета педагогами проводится модерация в сроки, не позднее 1 (одного) дня до выставления оценок за СОЧ.

При проведении модерации суммативные работы обучающихся за четверть, баллы которых подлежат изменению, перепроверяются. Балл за СОЧ по итогам модерации изменяется как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения

Обратная связь

Обратная связь является одним из ключевых инструментов критериального оценивания.

В рамках суммативного оценивания после выставления баллов за СОР, СОЧ вэлектронный и / или бумажный журнал педагогу необходимо предоставить обучающимся, родителям или иным законным представителям ребенка расширенный комментарий в бумажном или электронном формате.

В рамках формативного оценивания обратная связь осуществляется через рекомендации педагога в письменной форме (в тетрадях или электронных /бумажных дневниках) или устно. Педагог самостоятельно определяет количество обучающихся, форму и частоту предоставления обратной связи.

Наиболее распространенные формы обратной связи:

  • словесная оценка (устная обратная связь от учителя)
  • письменные комментарии (письменная обратная связь от учителя)

Эффективность обратной связи

конструктивность

начинается с описания положительных сторон деятельности

  • анкета (педагог разрабатывает список умений по пройденному материалу, а обучающийся оценивает свои умения: + умею; ✕ не очень хорошо умею /не всегда справляюсь /частично справляюсь; ? не уверен (а), что могу себя оценить; – не умею)
  • «две звезды и одно пожелание» (обучающиеся комментируют работы друг друга, определяя и указывая на два положительных момента и на один момент, который необходимо доработать);
  • одноминутное эссе (обучающиеся составляют краткое эссе, где отвечают на такие вопросы, как «что самое главное я узнал(-а) сегодня?», «какие вопросы я не до конца понял?» и др.);

Наш главный итог работы Внешнее оценивание С 2022 года в школах республики проводится Мониторинг образовательных достижений обучающихся (МОДО). МОДО осуществляется на основании Правил проведения мониторинга образовательных достижений обучающихся, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 5 мая 2021 года № 204.

Итоговая аттестация

Итоговая аттестация по завершении 9(10) и 11(12) классов проводится в соответствии с Типовыми правилами проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования (приказ Министра образования и науки РК от 18 марта 2018 года № 125).

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

В рамках образовательной области «Естествознание» изучаются следующие предметы: в 1-6 классах «Естествознание», в 7-11 классах -«Физика», «География», «Химия», «Биология». 

  • на уровне основного среднего образования – «Естествознание» (5-6 классы), «Физика», «Химия», «Биология», «География» (7-9 классы);
  • на уровне общего среднего образования – «Физика», «Химия»,  «Биология», «География» (10-11 классы) по общественно-гуманитарному и естественно-математическому направлениям.

Рекомендуется:

- использовать реальные проблемы и задачи, которые связаны с темой урока, и помочь обучающимся решить их, используя знания, полученные в ходе обучения (используйте проблемно-ориентированный подход);

- организовать работу в группах, где каждый ученик будет иметь возможность высказать свои мысли и идеи. Это поможет развить навыки коммуникации, уважение к мнению других и способность работать в команде, снимает страх перед неверным ответом (развивайте коммуникативные навыки учащихся);

В 2023-2024 учебном году усилить работу со слабоуспевающими обучающимися, проводить системную работу по сокращению разрыва между слабоуспевающими и успевающими обучающимися. Обеспечить психологическую адаптацию уязвимых детей.

Необходимо проводить мониторинг учебной деятельности и достижений учащихся, давая регулярную обратную связь.

Использовать систему дистанционного обучения для выполнения самостоятельной работы.

В течение учебного года рекомендуется продолжить работу по восполнению пробелов в знаниях. Проводить постоянную обратную связь. Национально академией И. Алтынсарина разработаны рекомендации по работе со слабоуспевающими и доступны на сайте www.uba.edu.kz

По предмету Химия планирование урока согласно приказа 130 от 6 апреля 2020 г

Педагоги всех учебных предметов ежедневно, согласно расписанию, ведут краткосрочный план урока

 

 

Посещение уроков осуществляется по графику, утвержденному руководителем организации образования, размещенному в открытом доступе.

Практические работы по предмету Химия должны проводиться в обязательном порядке, так как данная деятельность позволяет развить у обучающихся поисковые навыки. Оцениваются все работы, кроме демонстрационных. Лабораторные опыты записываются в рабочих тетрадях, для практических работ ведется отдельная тетрадь.

До начала учебного года педагог разрабатывает среднесрочный план по четвертям.

 

Согласно вышеуказанным нормативным правовым актам, педагоги в рамках планирования уроков ведут два документа:

  1. Краткосрочный (поурочный) план
  2. Среднесрочный (календарный) план по предмету обучения

 

Осы беттің QR-коды:
QR-код этой страницы: