Аналитическая работа в школе (анализ состояния ЕНТ) » Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа № 171 » Управления образования города Алматы
Алматы қаласы Білім басқармасының
"№171 жалпы білім беретін мектеп"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Директор:
+7(727) 297-61-14
Бухгалтер:
+7(727) 299-96-95
Нашар көрушілер
нұсқасы
16
апрель
2021

Аналитическая работа в школе (анализ состояния ЕНТ)

Аналитическая работа в школе

(анализ состояния ЕНТ)

   Согласно Закону РК «Об образовании», единое национальное тестирование (далее - ЕНТ) является одной из форм итоговой аттестации выпускников школ, совмещенной со вступительными экзаменами в организации образования, дающие послесреднее или высшее образование. ЕНТ представляет собой объективную и независимую внешнюю оценку знаний выпускников школ страны. Поэтому анализ его результатов играет важную роль в мониторинге достижения стратегических целей модернизации казахстанского образования. Анализ направлен на выявление основных тенденций в уровне.

   С целью повышения качества и результативности ЕНТ в течение 3х лет учебного года в КГУ ОШ№171 велась системная работа по подготовке выпускников одиннадцатых классов к ЕНТ, которая включала в себя следующие направления: организационные; технологические; информационные; психологические.

Реализация этих направлений осуществляется через общешкольный план подготовки к ЕНТ.

Наряду с этим был разработан план методических объединений, в котором отражены вопросы повышения результатов ЕНТ, также совместно с психологом школы был разработан план работы психологического сопровождения подготовки к ЕНТ всех участников образовательного процесса (выпускников, родителей, учителей).

В школе были созданы все условия для успешной подготовки выпускников к итоговой аттестации. Составлен график пробных тестирований, расписание консультаций по предметам. Создан электронный банк данных на учащихся 11-х классов и учителей, работающий в 11 классе.

   Создание условий для успешной сдачи учащимися ЕНТ – одна из важнейших задач педагогического коллектива. Для достижения эффективных результатов необходима системная подготовительная работа, поэтапное ее отслеживание, отражаемое в многочисленных аналитических графиках, диаграммах, таблицах. Такой подход помогает коллективу школы добиваться высоких показателей. Графики и схемы подготовки к экзамену встраиваются в годовой план. И, по сути, работа в этом направлении в школы начинается уже с очередного августовского педсовета, после анализа результатов, прошедшего ЕНТ.

Цели школы при подготовке к ЕНТ:

  1. Грамотная организация работы школы по подготовке к итоговой аттестации выпускников в форме ЕНТ.
  2. Формирование базы данных по данному направлению:

- потребности учащихся и их учебные и психологические возможности, и способности;

- методическое обеспечение подготовки;

- психологическое обеспечение подготовки.

  1. Обеспечение учащихся, их родителей и учителей своевременной информацией

   В основе всех организационных мероприятий по подготовке к ЕНТ лежат 6 практико-ориентированных составляющих:

- организационно – управленческая деятельность;

- учебно-практическая деятельность;

- кадровое обеспечение

- взаимодействие всех участников образовательного процесса;

- мониторинг;

- психологическое сопровождение.

   Принципиально важно наличие единой позиции у всех участников образовательного процесса: учителей, учеников, родителей – по отношению к итоговой аттестации и к готовности выпускников к сдаче ЕНТ, так как именно положительное общественное мнение оправдывает усилия, снимает эмоциональное напряжение, обеспечивает психологическое равновесие. В такой обстановке главной становится выработка технологии подготовки к экзамену и алгоритма деятельности администрации и педагогического коллектива.

   Организационно-управленческая деятельность:

- Педсоветы, совещания при директоре, заседания штаба по подготовке к ЕНТ.

- Проведение классных и родительских собраний по вопросам подготовки и проведения ЕНТ.

- Организация и проведение пробных тестирований.

- Освещение хода подготовки к ЕНТ на школьном сайте.

   В школе хорошо поставлена работа штаба по подготовке к ЕНТ, на который приглашаются родители и выпускники, показывающие низкие результаты на пробных тестах, и претенденты на аттестат с отличием и знак «Алтын белгі». В результате сотрудничества учителей и родителей выявляются проблемы и пути их решения. В рамках работы штаба регулярно заслушиваются отчеты учителей о проделанной работе по подготовке к ЕНТ.

   Формируя ситуацию успеха для предстоящего экзамена, школа подключает к этой работе все заинтересованные стороны: комплексная система совместной деятельности помогает нацелить на обеспечение результативной сдачи ЕНТ, ведь успехи детей находятся в прямой зависимости от установок и настроения учителей и родителей.

    Исходя из этого, работа с родителями строится по двум направлениям:

– знакомство с нормативными документами, процедурой ЕНТ, целями и задачами экзамена, со структурой и уровнями сложности заданий;

– выработка способов адекватного психологического воздействия на детей через обсуждение того, какие условия могут стать предпосылкой успешной итоговой аттестации, как поддержать детей в период подготовки и сдачи экзаменов.

   Проводятся родительские собрания с демонстрацией диаграмм результатов каждого ученика, по которым сразу становится ясно, как работают ученики. В течение года приглашаются на индивидуальные беседы родителей выпускников. 

 

Учебно-практическая деятельность:

- Учителя – предметники еженедельно ведут консультации по подготовке к ЕНТ

- Ведутся дополнительные и индивидуальные занятия

- В каникулярное время ежедневно проводятся консультации по предметам ЕНТ

- Работа по сборникам тестов ЕНТ

- Ведется коррекционная работа, работа над ошибками

- Учащиеся регулярно участвуют в пробном тестировании

- При подготовке к ЕНТ используются электронные тренажеры

 Каждую неделю проводится пробное тестирование, результаты которого анализируются на педсовете, совещаниях при директоре, совещаниях при заместителе директора, на заседаниях штаба. В решении каждого совещания вырабатываем дальнейшую стратегию работы с учителями, учениками и их родителями.

  В рамках подготовки к сдаче ЕНТ школа сотрудничает с образовательными центрами: филиал НЦТ, «Достык», «5+», U-Study, «Интерактивная школа». На официальном сайте школы каждый учащийся в любое удобное для него время может самостоятельно пройти on-line тестирование.

   По результатам пробных тестирований ведется мониторинг –отслеживание результатов с целью коррекции. Проводятся следующие виды мониторингов:

- мониторинг результатов пробных тестирований.

- мониторинг результатов пробных тестирований в динамике.

- мониторинг ошибок, допущенных в тестировании.

  Обязательно ведется письменный сравнительный анализ допущенных ошибок при пробном тестировании. Также каждый ученик по установленной форме проводит анализ индивидуальных ошибок, допущенных при тестировании.

На основе данных мониторингов предметником составляются рекомендации по недопущению ошибок при дальнейших тестированиях.

Согласно утвержденному графику учителя дополнительно работают над ликвидацией пробелов с каждым учеником с 13.10 до 16.00.

   Учителями школы выработана определенная структура коррекционного занятия, которая состоит из следующих этапов:

- анализ результатов пробного тестирования;

- выявление пробелов в знаниях и фиксирование типичных ошибок в индивидуальных картах;

- тематическое повторение учебного материала;

- самостоятельная работа учащихся по тестам (контроль знаний);

- самопроверка;

- работа учащихся над ошибками;

- разбор с учащимися материала, вызывающего затруднения;

- индивидуальное домашнее задание.

   На основных уроках и уроках вариативного компонента учителя работают с тестовыми заданиями, ведут тематический контроль. Разумнее выстраивать такую подготовку, соблюдая «правило спирали» - от простых типовых заданий до заданий со звёздочками, от комплексных типовых заданий до заданий уровня «С» (то есть сложных).

   Тематический тест должен быть выстроен в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего.

   Практика показывает, что завершающий этап обучения в школе сложен для учеников. Это период первого взрослого испытания, где проявляется уровень готовности выпускников к взрослой жизни.

  Психологическая поддержка учащихся во время проведения единого национального тестирования – это важный фактор психоэмоциональной подготовки. Подростки находятся в состоянии ожидания предстоящего экзамена, перипетий внутренней борьбы, встречи со сложными заданиями, предугадывают возможный результат.

   Работу с выпускниками 11-х классов психолог начинает с комплексного диагностического исследования занятости учащихся при подготовке к ЕНТ, которое позволяет выявить проблемные зоны, препятствующие успешности этой подготовки.

Анкетирование проводится как среди детей, так и среди их родителей. Вопросы затрагивают темы режима дня, занятости в школе, взаимоотношений с педагогами и родителями. Результаты исследования служат основой для дискуссий на родительских собраниях, проводимых совместно с психологом и классным руководителем. Пап и мам знакомят с рекомендациями по поддержке и помощи выпускникам в период подготовки к ЕНТ.

    Определение личностных трудностей, учащихся включает проведение обучающих занятий по контролю эмоций, развитию интроверсии, рефлексии, снятию тревожности.

   Психолог школы разработала Программу развивающих занятий «Психологическая подготовка к ЕНТ», целью которой является психологическая подготовка выпускников к единому национальному тестированию.

   Методы и техники, используемые в занятиях:

  1. Ролевые игры.
  2. Мини-лекции.
  3. Дискуссии.
  4. Релаксационные методы.
  5. Метафорические притчи и истории.
  6. Психофизиологические методики.
  7. Телесно-ориентированные техники.
  8. Диагностические методики

Проведение подобных занятий способствует целому ряду положительных преображений выпускника:

  1. Повышение сопротивляемости стрессу.
  2. Отработка навыков поведения на экзамене.
  3. Развитие уверенности в себе.
  4. Развитие коммуникативной компетентности.
  5. Развитие навыков самоконтроля.
  6. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.
  7. Обучение приемам эффективного запоминания
  8. Обучение методам работы с текстом.

 

                         Результат работы – показатели ЕНТ

 

Учебный год

2017-2018

2018-2019

2019-2020

Средний балл

77,36

82,65

84,33

   

 



Разработаны и предложены практические советы

 

При работе в среднем звене

1. Начинайте формировать систему работы по подготовке к ЕНТ как можно раньше: с 5 класса приучайте ребят вести СП (рукописный сборник правил, в котором в краткой форме фиксируются все изучаемые темы и правила; рекомендуйте заполнять лист с одной стороны (при последующем повторении или систематизации можно будет вернуться и дополнить записи).

2. С 5 класса приучайте учеников к различным видам тестового контроля (комплексное тестирование, тематическое тестирование, тесты открытые, закрытые и т. д.).

3. Учите школьников среднего звена анализировать результаты тестирования, выявлять свои успехи и недочёты.

4. При выполнении тестовых заданий используйте взаимопроверку и самопроверку.

5. Доводите до сведения родителей результаты проделанной работы.


При работе в старших классах

1. Основываясь на сформированных ЗУНах, распределите учебный материал таким образом, чтобы каждый раздел курса русского языка был отработан по трём направлениям: повторение, систематизация, углубление.

2. СП (сборник правил) можно дополнить практическим приложением (тетрадь «Подготовка к ЕНТ», в которой будут выполняться дополнительные практические задания).

3. Постарайтесь как можно полнее и шире использовать возможности учебника, но не ограничивайтесь только им. Предлагая любой источник (справочник, методическое пособие и т. п.), аннотируйте его, обязательно называя не только плюсы, но и минусы рассматриваемого пособия.

4. Планируя систему контроля, проводите контрольные тестирования в 10 классе 2 раза в четверть, в 11 классе – 2 раза в месяц. Это могут быть комплексные или тематические тестирования.

5. Уже в 10 классе введите подготовку к ЕНТ в структуру урока. Выберите один из тестовиков и «порциями» давайте по 3 задания для выполнения на этапе актуализации знаний. На одном уроке используйте три разнотипных задания.

6. Используйте тесты на этапе проверки знаний как вид самостоятельной работы. Для этого вида работы лучше подходят тематические тесты (по теме урока).

7. Используйте тесты как один из видов домашнего задания.

8. Уже в 10 классе организуйте индивидуальные занятия.

Начните их с предварительной диагностики, затем – мониторинг, далее – самодиагностика, которая выразится в том, что ученик сам будет заносить в таблицу (один из разделов тетради «Подготовка к ЕНТ») не только количественные, но и качественные показатели, то есть пробелы в знаниях, затруднения и успехи.

9. Обязательно ведите количественный и качественный учёт всех видов тестирований для организации индивидуальных консультаций.

10. Исходя из зафиксированных показателей и своих наблюдений, подбирайте для каждого ученика конкретные задания.

11. Анализ пробных тестирований проводите индивидуально, можно работать с группой учеников, допустивших однотипные ошибки.

12. Работайте с тестовиками разных лет. Обычно на уроках в 10 классе разбираем (в поурочном планировании) 1тестовик, в 11 классе первое полугодие работаем с тестовиком прошлого учебного года, а второе полугодие – с тестовиком текущего учебного года.

13. Моделируйте вопросы, то есть из разных тестовиков выбирайте одинаковые по сути вопросы, которые сформулированы по-разному, учите понимать суть вопроса!

14. Используйте разные виды консультаций: «произвольную» консультацию (ответы на любые вопросы любого раздела русского языка), тематическую консультацию (выбранную учителем на основании своего мониторинга), консультацию «по требованию» (ученик вне графика проведения консультации обращается с интересующим вопросом) и т. п.

15. При необходимости используйте такой тактический приём: намеренно составляйте сложные тесты, результаты которых должны озадачить и даже испугать ребят, то есть создавать «ситуацию неуспеха». А затем показывайте пути выхода из сложной ситуации: «Делай вот так» (дать алгоритм работы по подготовке к успешной сдаче ЕНТ).

Администрация школы рассмотрев проблему среднего показателя на ЕНТ пришли к выводу, что еще многое предстоит сделать.

Принято решение:

1.Четко выстроить алгоритм деятельности педагогического коллектива.

2.Внести корректировки в тематические планирования, соответствующее ЕНТ.

3.Проводить психологическую подготовку учителей, выпускников, родителей.

4.Работать над устранением обратной динамики как с учениками, так и с учителями школы.

5.Усилить работу по организации и проведении пробных ЕНТ.

6.Использовать возможности внеклассной работы по предметам.

7.Проводить on-line тестирования с учителями школы.

8.Качественно проводить мониторинг подготовки к ЕНТ по предметам.

9.Усилить профориентационную работу среди учащихся.

Осы беттің QR-коды:
QR-код этой страницы: