ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В 2018-2019 УЧЕБНОМ ГОДУ Инструктивно-методическое письмо » Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа № 171 » Управления образования города Алматы
Алматы қаласы Білім басқармасының
"№171 жалпы білім беретін мектеп"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Директор:
+7(727) 297-61-14
Бухгалтер:
+7(727) 299-96-95
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » » ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В 2018-2019 УЧЕБНОМ ГОДУ Инструктивно-методическое письмо
12
октябрь
2018

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В 2018-2019 УЧЕБНОМ ГОДУ Инструктивно-методическое письмо

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Национальная академия образования им. И. Алтынсарина








ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В 2018-2019 УЧЕБНОМ ГОДУ

Инструктивно-методическое письмо





















Астана -2018
ОСОБЕННОСТИ 2018-2019 УЧЕБНОГО ГОДА.

В 2018-2019 учебном году на обновленное содержание образования перейдут 3, 6, 8 классы.
4, 9, 10-11 классы будут обучаться по учебным программам 2013 года утверждения.

Нормативная правовая база
В новом учебном году:
1) образовательный процесс в классах предшкольной подготовки и 1-3 классах будет осуществляться на основе:
 Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения (далее – ГОСДВО), утвержденного ППРК от 13 мая 2016 года № 292;
 Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения (далее – Типовая программа), утвержденной приказом МОН РК от 12 августа 2016 года № 499;
 Типового учебного плана дошкольного воспитания и обучения (приложение 1 к приказу МОН РК от 22 июня 2016 г. № 391);
 Государственного общеобязательного стандарта начального образования, утвержденного постановлением Правительства РК от 25 апреля 2015 года № 327 (далее – ГОСО РК-2015);
 Государственного общеобязательного стандарта начального образования, утвержденного постановлением Правительства РК от 15 августа 2017 года № 484;
 Типовых учебных планов начального образования, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 15 июля 2016года № 453;
 Типовых учебных программ по общеобразовательным предметам начального образования, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 8 апреля 2016 года № 266;
 Типовых учебных программ по общеобразовательным предметам начального образования, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 10 мая 2018 года № 199;
 учебных изданий, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в приказ исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 сентября 2013 года № 400 «Об утверждении перечня учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях» от 3 мая 2018 года № 192.
2) образовательный процесс в 4, 9, 10-11 классах будет осуществляться на основе:
 Государственного общеобязательного стандарта среднего (начального, основного среднего, общего среднего) образования (далее – ГОСО РК-2012), утвержденного постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года №1080;
 Государственного общеобязательного стандарта общего среднего образования (далее – ГОСО РК-2012), утвержденного постановлением Правительства РК от 15 августа 2017 года № 485;
 Типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 25 июля 2013 года № 296 «О внесении изменений в приказ Министра образования и науки РК от 8 ноября 2012 года № 500»;
 Типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 27 ноября 2013 года № 471 «О внесении изменений в приказ Министра образования и науки РК от 8 ноября 2012 года №500»;
 Типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 25 февраля 2014 года № 61 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 ноября 2012 года № 500»;
 Типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 3 апреля 2013 года № 115;
 Типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 15 июля 2014 года № 281 «О внесении изменений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115»;
 Типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 июня 2015 года № 393 «О внесении изменений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115»;
 учебных изданий, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в приказ исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 сентября 2013 года № 400 «Об утверждении перечня учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях» от 3 мая 2018 года № 192;
3) образовательный процесс в 5-8 классах будет осуществляться на основе:
 Государственного общеобязательного стандарта основного среднего образования (далее – ГОСО РК-2016), утвержденного постановлением Правительства РК от 13 мая 2016 года № 292;
 Типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 23 ноября 2016 года № 668;
 учебных изданий, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в приказ исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 сентября 2013 года № 400 «Об утверждении перечня учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях» от 3 мая 2018 года № 192.
Все Государственные общеобязательные стандарты образования (начального, основного среднего, общего среднего образования) и учебные программы находятся на сайте Национальной академии образования им. И. Алтынсарина: www.nao.kz
Школе достаточно иметь один распечатанный вариант всех ГОСО и учебных программ. Учитель может работать с электронным вариантом ГОСО и учебных программ.
Из вариативного компонента для обязательного изучения предмета «Светскость и основы религиоведения» в 9 классе выделяется 1 час в неделю. Данный курс ведется учителями истории, прошедшими курсы повышения квалификации, по типовой учебной программе, утвержденной приказом Министра образования и науки РК от 15 июля 2014 года № 281.
Учебный курс «Общество и религия» в 2018-2019 учебном году внедряться не будет.

Рекомендуемый курс по выбору «Абайтану» (9-11 классы) проводится по за счет часов вариативного компонента. Учебная программа утверждена приказом Министерства образования и науки РК от 3 апреля 2013 года
№ 115.

Содержание учебного курса «Правила дорожного движения» в
1-4 классах реализуется за счет классных часов – по 6 часов в каждом классе;
в 5-8 классах данный учебный курс также реализуется во внеурочное время, за счет классных часов и факультативов – по 10 часов в каждом классе.
Примерная тематика занятий для 1-8 классов была представлена в Инструктивно-методическом письме (ИМП) на 2017-2018 учебный год.
Продолжительность учебного года в предшкольных классах – 32 учебные недели, в 1 классах – 33 учебные недели, во 2-11 (12) классах – 34 учебные недели.









Внимание!
Относительно занятий, выпавших на праздничные дни. Цели обучения по предметам изучаются на уроках или до праздничных дней или после. При составлении календарно-тематического планирования или адаптации среднесрочного плана учителю рекомендуется вынести на праздничные дни более легкие цели и не планировать письменных работ.
В течение учебного года устанавливаются каникулы:
1) в 1-11(12) классах: осенние – 7 дней (с 30 октября по 5 ноября 2017 года включительно), зимние – 10 дней (с 29 декабря 2017 года по 7 января 2018 года включительно), весенние – 13 дней (с 21 марта по 2 апреля 2018 года включительно);
2) в предшкольных классах: осенние – 7 дней (с 30 октября по 5 ноября 2017 года включительно), зимние – 14 дней (с 25 декабря 2017 года по 5 января 2018 года включительно), весенние – 15 дней (с 21 марта по 4 апреля 2018 года включительно);
3) в предшкольных и 1 классах: дополнительные каникулы – 7 дней
(с 5 по 11 февраля 2018 года включительно).



























Внимание!
В Государственные общеобязательные стандарты начального, основного среднего и общего среднего образования вносятся изменения.
1. Ранее указывалось следующее.
Для начальных классов, обучающихся по программам обновленного содержания образования:
Деление класса на две группы осуществляется в городских общеобразовательных организациях образования при наполнении классов в 24 и более обучающихся, в сельских – в 20 и более обучающихся, в малокомплектных школах – не менее 10 обучающихся при проведении уроков, при реализации инклюзивного образования деление класса осуществляется из расчета уменьшения общего количества учащихся на три на каждого ребенка с особыми образовательными потребностями:
1) по казахскому языку в классах с неказахским языком обучения;
2) по русскому языку в классах с нерусским языком обучения;
3) по английскому языку
4) по информационно-коммуникационным технологиям;
5) по самопознанию.
Для 5-8 классов, обучающихся по программам обновленного содержания образования:
Деление класса на две группы в 5-8 классах осуществляется в городских общеобразовательных организациях образования при наполнении классов в 24 и более обучающихся, в сельских – в 20 и более обучающихся, в малокомплектных школах – не менее 10 обучающихся при проведении уроков:
1) казахскому языку и литературе – в классах с неказахским языком обучения;
2) русскому языку и литературе – в классах с нерусским языком обучения;
3) английскому, иностранному языку;
4) информатике;
5) физической культуре по гендерному (в городской местности – в каждой группе не менее 8 мальчиков (или девочек), а в сельской местности – не менее 5 мальчиков (или девочек);
6) художественному труду (группы мальчиков и девочек независимо от наполняемости класса).

Для классов, обучающихся по учебным программам 2013 года:
Деление класса на 2 группы осуществляется в городских общеобразовательных организациях при наполнении класса в 24 и более обучающихся, в сельских – 20 и более обучающихся, в малокомплектных школах – не менее 10 обучающихся при проведении уроков:
1) по казахскому языку в классах с неказахским языком обучения;
2) по казахской литературе в классах с неказахским языком обучения;
3) по русскому языку в классах с казахским, уйгурским, таджикским и узбекским языками обучения;
4) по иностранному языку;
5) по информатике;
6) по профильным предметам;
7) по технологии (группы мальчиков и девочек независимо от наполняемости класса);
8) по физической культуре.

С 2018-2019 учебного года решение о делении классов на группы принимается администрацией каждой школы. В новой редакции ГОСО будет указано: «Допускается деление на группы…». То есть с этого учебного года сама школа будет решать, делить ли классы на группы. Это будет зависеть от материально-технической базы школы, в частности, от количества спортивных залов, аудиторного фонда, контингента учеников, от количества учителей и пр.
2. В новой редакции ГОСО и соответственно в Типовых учебных планах основного среднего образования вместо учебной дисциплины «Английский язык» будет указано «Иностранный язык», т.е. осуществляется возврат к предыдущему варианту. Ученики имеют право выбора – или «Английский язык», или «Немецкий язык», или «Французский язык».
 Учебные программы по немецкому и французскому языкам утверждены приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 15 июля 2014 года № 281 «О внесении изменений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115».

Максимальный объем недельной учебной нагрузки учащихся, включая все виды классной, внеклассной (факультативные, индивидуальные и кружковые занятия), не должен превышать в 1 классе 24 ч., во 2 классе – 25 ч., в 3 классе –29 ч.,в 4 классе –29 ч.,в 5 классе –32 ч., в 6 классе –33 ч.,в 7 классе – 34 ч., в 8 классе – 36 ч., в 9 классе – 38 ч., в 10 классе – 39 ч., в 11 классе – 39ч.














Домашнее задание

Внимание!
Приказом Министра образования и науки РК от 24 апреля 2017 года № 182 утверждены Методические рекомендации по организации и выполнению домашнего задания в организациях среднего образования Республики Казахстан.
В соответствии с этими рекомендациями для сокращения затрат времени на приготовление домашнего задания допускаются сдвоенные уроки в 5 - 11 классах.
Изменены нормативы по объему домашнего задания (на один учебный день) с учетом затрат на его выполнение.
Выполнение домашнего задания не должно превышать: во 2-м классе – 50 мин, в 3-4 классах – 70 минут, в 5-6 классах – 90 минут, в 7-9 классах–- 110 минут, в 10-11 классах – 130 минут.
В правила «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования», утвержденные приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года № 179, внесены соответствующие изменения.
Домашнее задание рекомендуется не задавать:
1) на праздничные и каникулярные дни (кроме чтения художественной, дополнительной литературы для общего развития, проектной работы и решения задач для математических школ);
2) после проведения контрольных работ;
3) учащимся первых классов (со второго полугодия возможны задания по чтению, в объеме не более 20 минут).
Домашнее задание по изобразительному искусству, художественному труду, музыке, самопознанию, трудовому обучению, технологии, начальной военной подготовке, физической культуре рекомендуется задавать в интеграции с другими предметами.
При достижении обучающимся цели обучения на уроке («знает»,«понимает», «применяет», «анализирует», «оценивает» и «синтезирует») потребность в выполнении домашнего задания отсутствует.

Руководителям организаций среднего образования рекомендуется прописывать периодичность и сроки управления деятельностью педагогических работников по организации домашнего задания в плане внутришкольного контроля, утверждаемом приказом директора школы ежегодно.
При организации домашнего задания учителю начальных классов, учителю-предметнику рекомендуется:
1) информировать обучающихся о домашнем задании в рамках урока, до звонка;
2) проводить инструктаж по выполнению домашнего задания;
3) сочетать задания-минимум (обязательные для выполнения) и задания-максимум (для добровольного выполнения) обучающимися;
4) проводить на уроке работу над ошибками в домашнем задании.

В соответствии с п.19 Типовых правил деятельности общеобразовательных организаций (начального, основного среднего и общего среднего образования), утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года № 499, с учетом интересов родителей или иных законных представителей обучающихся и по согласованию с местными органами управления образования в организациях образования могут открываться инклюзивные классы (в одном классе могут обучаться не более двух детей с особыми образовательными потребностями) (или) специальные классы по видам нарушений.
Дети с особыми образовательными потребностями, обучающиеся в инклюзивных классах по заключению и рекомендациям психолого-медико-педагогической консультации, могут обучаться по общеобразовательной учебной или индивидуальной программе.
Государство, реализуя цели инклюзивного образования, обеспечивает гражданам с ограниченными возможностями в развитии специальные условия для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации на всех уровнях образования.
С целью воспитания у родительской общественности гуманности, толерантности по отношению к детям с особыми образовательными потребностями, обучающимся в режиме инклюзии, администрации каждой школы рекомендуется 1 раз в год в каждой параллели классов проводить родительское собрание, посвященное разъяснению идеологии инклюзивного образования, в соответствии с которой обеспечивается равное отношение ко всем людям, но создаются особые условия для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Цель таких собраний – достижение того, чтобы все родители усвоили принципы инклюзивного образования.
Темы собраний и формат проведения определяются самими школами.
Организации образования могут самостоятельно осуществлять учебный процесс по дистанционным образовательным технологиям (далее – ДОТ).
Организация учебного процесса регламентируется Правилами обучения в форме экстерната, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 января 2016 года № 61.
Правила ДОТ применяются в отношении обучающихся, являющихся лицами с ограниченными физическими возможностями, в том числе детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, на всех уровнях образования. Обучающиеся, изъявившие желание обучаться по ДОТ, пишут заявление в произвольной форме на имя руководителя организации образования с мотивированным обоснованием о возможности использования ДОТ в обучении с предоставлением подтверждающих документов. Дети-инвалиды предоставляют рекомендацию психолого-медико-педагогической консультации о возможности обучения по ДОТ. В общеобразовательных организациях обучение по ДОТ проводится по учебным планам начального, основного среднего, общего среднего образования.
Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» экстернат является одной из форм обучения, при которой обучающийся без регулярного посещения занятий самостоятельно изучает учебные дисциплины соответствующей образовательной программы. Местные исполнительные органы выдают разрешение на обучение в форме экстерната в организациях основного среднего, общего среднего образования, а также в организациях образования, реализующих специализированные и специальные общеобразовательные учебные программы.
Прием документов и зачисление в организации образования независимо от ведомственной подчиненности для обучения по общеобразовательным программам начального, основного среднего, общего среднего образования, выдача разрешения на обучение в форме экстерната в организациях основного среднего, общего среднего образования и выдача дубликатов документов об основном среднем, общем среднем образовании регламентируются Стандартами государственных услуг в сфере среднего образования, оказываемых местными исполнительными органами, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 апреля 2015 года №179.

Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной формах и в их сочетании. Выбор формы контроля зависит от содержания и специфики учебного предмета, количества учебных часов, выделяемых на его изучение, этапа обучения и планируемых результатов обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Контрольные срезы должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем организации образования. Проведение контрольных работ в понедельник, пятницу и на последних уроках не рекомендуется.














С учетом того, что в рамках обновления содержания образования мы отходим от жесткой стандартизации, нормативы осуществления организации учебного процесса и внутришкольного контроля выносятся на рассмотрение педагогического совета каждой школы. Каждая школа будет сама определять, сколько уроков в месяц должны быть посещены директорами школ, их заместителями и пр. нормативы будут обозначены в годовом плане работы школы.
Обязательным остается перечень объектов контроля.

Таблица 1 – Объекты внутришкольного контроля

№п/п Объекты контроля
1 Посещение и анализ уроков и внеклассных мероприятий
2 Проверка классных журналов
3 Проверка дневников учащихся
4 Проверка выполнения учебных программ по предметам
5 Проверка личных дел учащихся
6 Проверка тематических и календарных планов по предметам (при наличии)

Комплексную поддержку всем участникам образовательного процесса на уровнях начального, основного среднего, общего среднего образования обеспечивает сайт Академии (www.nao.kz). В помощь учителям рекомендуются следующие разделы сайта:
– «Учебно-методическое обеспечение образования» (Инструктивно- методические письма, Государственные общеобязательные стандарты среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), типовые учебные планы и учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования, нормативная правовая база);
– «Научно-методическое обеспечение образования» (методические пособия, рекомендации и руководства, концептуальные основы воспитания, концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан);
– «Семинары, конференции» (информация о проведенных мероприятиях Академии: научно-практические конференции, тематические семинары и др.);
– «Журналы» (информация об издаваемых научно-методических журналах Академии: «12 жылдық білім беру – 12-летнее образование», «Білім – Образование», «Қазақстан кәсіпкері – Профессионал Казахстана»);
– «Вопрос-ответ» (обсуждение актуальных проблем обучения и воспитания, возможность задать вопросы специалистам Академии).
Нормативные правовые документы, которыми должны руководствоваться общеобразовательные организации образования размещены на сайте Министерства Юстиции Республики Казахстан (http://www.adilet.gov.kz) в блоке «Информационно-правовая система «ӘДІЛЕТ» (http://adilet.zan.kz).
Для оказания методической помощи учителям, которые переходят на обновленное содержание образования, Автономной организацией образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» разработан Системно-методический комплекс (СМК), который представлен на сайте НИШ (выход по ссылке smk.edu.kz).

Внимание!
В 2018-2019 учебном году будет осуществлена апробация учебных программ обновленного содержания образования, учебников и УМК для 9, 10 классов.
Перечень пилотных школ в настоящее время формируется
Министерством образования и науки РК.
Разнарядка учебников по пилотным школам, материалы по проведению мониторинга апробации учебных программ, учебников и УМК будут отправлены по школам после утверждения списка пилотных школ.
Учебники будут доставлены издательствами в августе, до начала учебного года.


Внимание!

В организациях дошкольного образования и в начальных классах организаций среднего образования при проведении праздничных мероприятий, включая дни рождения детей, устраиваемые родителями, приглашаться могут только собственно сотрудники организаций образования, родители детей. Приглашение людей со стороны, в том числе аниматоров, профессиональных операторов для съемок и др., не рекомендуется.




Вниманию учителей физической культуры!

В целях пропаганды здорового образа жизни рекомендуется широко освещать итоги спортивных мероприятий: соревнований по футболу и другим спортивным играм, внутришкольной спартакиады, победы школьников на республиканских и международных состязаниях. Стенд, отражающий спортивные успехи учеников школы, должен постоянно обновляться.


Относительно ОБЖ в 2018-2019 учебном году.

1. В 2018-2019 учебном году в соответствии с ГОСО среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования (постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080) должно обеспечиваться обязательное изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ), при этом особое внимание должно быть уделено выработке практических навыков у обучающихся при чрезвычайных ситуациях (пожар, землетрясение и др. ).
В связи с чем изучение курса «ОБЖ»:
– в 1-4 классах должно обеспечиваться в рамках учебного предмета «Познание мира»;
– в 5-9 классах – в рамках предмета «Физическая культура»;
– в 10 классе в рамках предмета «Начальная военная подготовка».
При этом пройденные темы по курсу «ОБЖ» обязательно должны отражаться в школьном журнале.
В 2018-2019 учебном году планируется начать реализацию новой образовательной программы по курсу «ОБЖ». В этих целях рабочей группой, в составе которой представители всех заинтересованных министерств (МВД РК, МЗ РК, КНБ и др.) ведется работа по пересмотру и утверждению новой программы «ОБЖ».
В соответствии с новой учебной программой предусматривается каждую тему ОБЖ привязать к определенной теме предметов «Познание мира», «Физическая культура» и «Начальная военная и технологическая подготовка», что позволит обеспечит обязательность изучения образовательного курса.
В 2019-2020 учебном году в 10 классе общеобразовательных школ курс «ОБЖ» будет изучаться в рамках нового предмета «Начальная военная и технологическая подготовка».
Учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» после утверждения будет направлена во все управления образования до начала 2018-2019 учебного года.

2. В новом учебном году предусматривается внедрение во всех общеобразовательных школах республики профилактической программы «Ближе друг к другу – дальше от вредных привычек».
Данная профилактическая программа в 2016-2017 году прошла апробацию в общеобразовательных школах республики и по итогам экспертизы Национальной академии образования им. И. Алтынсарина рекомендована к использованию в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ.
Профилактическая программа предназначена для работы с родителями и состоит из трех встреч, которые проводит классный руководитель.
Занятия для родителей не должны проводиться одновременно с запланированными родительскими собраниями, на которых освещается успеваемость учеников или какие-то иные вопросы. Их периодичность– 1 раз в четверть.
В помощь классному руководителю разработан методический материал:
– «Программа занятий с родителями»;
– «Брошюра для родителей».
Профилактическая программа «Ближе друг к другу– дальше от вредных привычек» в помощь классным руководителям будет размещена на сайте МОН РК.

О снижении учебной нагрузки

В последнее время Министерством образования и науки РК ведется работа по сокращению педагогической и учебной нагрузки в общеобразовательной школе.
Относительно педагогической нагрузки (это нагрузка учителей).
1. На расширенном заседании Коллегии Министерства от 24 февраля 2017 года Министром образования и науки РК Е. Сагадиевым было дано поручение обеспечить разработку проекта правил, регламентирующих недопущение привлечения педагогических работников к несвойственным видам работ, не связанных с выполнением ими своих профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.
В соответствии с этим поручением в Закон об образовании был внесен соответствующий пункт: статья 51, п.4.
2. В целях реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана Н. Назарбаева «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года и повышения престижа профессии учителя приказом от 26 января 2018 года № 32 был издан приказ «Об определении перечня документов, рекомендуемых для ведения отдельными категориями педагогических работников организаций среднего образования». В соответствии с данным приказом учителя освобождены от излишней бумажной отчетности. По данному приказу любые контролирующие органы вправе требовать от учителя ведения следующих документов:
– классный журнал;
– календарно-тематические планы;
– поурочные планы (краткосрочный план);
– документы по критериальному оцениванию (суммативное и формативное оценивание);
– дневники обучающихся.
Учитель, выполняющий функции классного руководителя, заместители директора также освобождены от излишней документации.
Относительно учебной нагрузки.
1. Изучена международная практика. Анализ показал, что, действительно, учебная нагрузка наших школьников – одна из самых высоких в мире. И если в сравнении с максимальной недельной учебной нагрузкой в общеобразовательных школах стран СНГ разница составляет 2-3 часа, то в сравнении с максимальной недельной нагрузкой в странах ОЭСР она значительна.
К примеру, общее количество часов в неделю по всем уровням среднего образования во Франции составляет 84 часа, в США – также 84 часа, а в Казахстане – 100 часов.
2. Первым шагом на пути снижения нагрузки учащихся стала разработка Методических рекомендаций по организации и выполнению домашнего задания в организациях среднего образования Республики Казахстан, которые были утверждены приказом МОН РК от 24 апреля 2017 года № 182. В соответствии с ними объем домашнего задания и время, отводимое на его выполнение, сократились практически вдвое.
3. В рамках исполнения поручения Президента Республики Казахстан разработаны проекты Типовых учебных планов (далее – ТУП) со снижением нагрузки во всех классах.
Проекты ТУПов рассмотрены на 9 республиканских совещаниях с участием руководителей управлений образования, руководителей методических центров/ кабинетов, директоров школ, заместителей директоров, учителей-практиков.
Ранее проекты ТУПов были обсуждены во всех регионах республики с выездом сотрудников Департамента дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки, Национальной академии образования им. И. Алтынсарина, ГУ «Дошкольное детство».
В работе семинаров-совещаний с выездом в регионы приняло участие свыше 2 500 человек.
В целом, проекты ТУПов с уменьшением нагрузки были поддержаны педогогической общественностью.
В начальной школе снижение нагрузки составило: в 1, 2 классах – по 2 часа в неделю, в 3, 4 классах – по 3 часа.
При определении предметов, по которым возможно снижение нагрузки, в первую очередь, учитывали современную методику преподавания второго языка, которая ориентирована на коммуникативность в обучении. Это означает, что учащиеся овладевают навыками осуществления общения на втором языке, а не заучивают языковую теорию.

















В связи с этим ориентация на коммуникативность при разработке учебных программ обновленного содержания образования привела к значительному сокращению грамматического материала.
Предлагается также в 1-11 классах из трех часов физической культуры 1 час вынести в вариатив с указанием того, что этот час проводится обязательно, но отводится только на спортивные игры, хореографию или ритмику.
Таким образом, в начальной школе снижение нагрузки произошло за счет исключения индивидуальных и групповых занятий развивающего характера, поскольку в начальных классах важно добиться, в первую очередь, того, чтобы был усвоен основной программный материал. В классах с русским языком обучения снижается количество часов казахского языка как второго: во 2 классе с 3 до 2, в 4 классе с 4 до 3.
В 3, 4 классах с 2 часов до 1 часа снижается нагрузка по естествознанию. По программе обновленного содержания предмет «Естествознание» был введен в курс начальной школы. Кроме того, если ранее он изучался только в 5 классе, то теперь он изучается с 1 по 6 класс.































В связи с количеством часов, отводимых на изучение государственного языка в школах с неказахским языком обучения, в школах с казахским языком обучения снижение нагрузки происходит в более щадящем режиме.
В основной школе нагрузка снизилась на 3 часа в 5-7 классах, на 4 часа– в 8-9 классах. Инвариантная нагрузка снижается максимально, а ученикам дается возможность выбора предметов для углубленного изучения.
В настоящее время в 5-9 классах предпрофильная подготовка не осуществляется, формируется один Типовой учебный план для детей с разными склонностями, т.е. дети-гуманитарии учат физику, химию, биологию в одинаковом объеме с детьми, ориентированными на точные, технические науки. Поэтому при разработке проектов ТУПов в 5-9 классах в инвариантном компоненте сократилось количество часов, отводимых на изучение предметов естественнонаучного цикла. Однако при этом в программу 7-9 классов включены предметы по выбору: первый предмет по выбору из инвариантного компонента – 2 часа, второй предмет по выбору из инвариантного компонента – 2 часа, третий предмет по выбору из инвариантного компонента – 2 часа.
Таким образом, ученик может выбрать дополнительно 3 учебных предмета, но только из перечня предметов инвариантного компонента. При выборе учеником, к примеру, физики, химии, биологии, эти 2 часа добавляются к 1 часу из инвариантного компонента. Таким образом, обучающийся изучает эти предметы в объеме 3-х часов, т.е. в объеме, большем в сравнении с действующим ТУПом.
Ученик может выбрать для углубленного изучения и предметы языкового цикла. К примеру, у него есть право выбора казахского языка как второго, если он захочет овладеть государственным языком на более высоком уровне в сравнении с тем, что гарантированно обеспечивает ему Государственный стандарт образования, поскольку в Государственном стандарте будет обозначен тот минимум, который соответствует часам инвариантного компонента по каждому предмету.
Что касается часов по истории Казахстана. Поскольку в рамках обновления содержания образования рассказы по истории Казахстана, которые изучались в 5 классе, теперь частично отражены в программе учебного предмета «Познание мира» в начальной школе, с 5 класса начинается системное изучение истории Казахстана – история древнего Казахстана, в 6 классе – история средних веков, в 7 классе – новое время, в 8 и 9 классах – история новейшего времени.
По действующему Государственному общеобязательному стандарту новейшее время изучается в 9 классе, и на него отводится 2 часа. Таким образом, в принципе сокращения часов по истории Казахстана не произошло.

Внимание!
Для 5-9 классов составлено 9 вариантов ТУПов, в которых представлены варианты комбинации предметов из инвариантного компонента.
Компоновка вариантов ориентирована на выбор предметов в рамках ЕНТ.

Максимальная нагрузка в 10, 11 классах сокращается с 39 часов до 35 часов.
В 10-11 классах естественно-математического направления предполагается сократить часы по алгебре и началам анализа с 4 до 3 (исключить из программы элементы высшей математики), по казахскому языку и литературе с 5 до 3: в курсе основной школы обучающиеся уже должны овладеть навыками свободного говорения на казахском языке), английскому языку с 3 до 2 часов (добавляются предметы, изучаемые на английском языке), истории Казахстана с 2 до 1 часа. В курсе истории Казахстана изучаются разделы «Цивилизация: особенности развития», «Этнические и социально-политические процессы», «История государства и развитие общественно-политической мысли», «Развитие культуры, образования и науки», в которых обобщаются материалы, изученные в основной школе, поэтому одного часа достаточно.
В 10-11 классах общественно-гуманитарного направления снижается нагрузка по алгебре и началам анализа с 3 до 2 часов, информатике с 2 до 1 часа, по литературе с 3 до 2 часов, по казахскому языку и литературе (с 5 до 3 часов).
Учащимся 10-11 классов также предлагается выбор предметов: изучение 2 предметов по три часа, одного предмета по 2 часа.
Изменилась и нагрузка в гимназиях/лицеях. Предлагается гимназический компонент снизить с 8,5 часов до 4 часов в начальной школе, 5 часов в 5-11 классах. В первом классе нагрузка составила 26 часов (была 32,5), во втором – 27 (33,5), в 3-4 классах – по 30 (было по 37,5).
В 5 классе нагрузка составила 34 часа (против 40,5), в 6 классе – 35 часов (41,5), в 7 классе – 36 часов (было 42,5 часа), в 8 классе – 37 часов (44,5), в 9 классе – 39 часов (46,5).
В 10 и 11 классах нагрузка составила по 40 часов (47,5 часов).
Принципиально то, что гимназический компонент включен в инвариантную часть Типового учебного плана. Но по одному часу из гимназического компонента включено в вариативную часть ТУПа для того, чтобы у учащихся гимназий также был выбор.






Внимание!
В 2018-2019 учебном году в обязательном порядке на Типовые учебные планы со снижением нагрузки перейдут только отдельные школы. Список школ в настоящее время определяется Министерством образования и науки РК. Это, в основном, частные организации образования и школы, в которых апробируется подушевое финансирование.
Все остальные школы республики имеют право выбора ТУПов, по которым будет учиться школа: или по действующему ТУПу без снижения нагрузки, или по предложенным вариантам.
При этом на уровне основного среднего образования школа выбирает один вариант. Выбор осуществляется с учетом мнения педагогического коллектива, обучающихся, родительского комитета, Попечительского совета.
Методические рекомендации по корреляции учебных часов сокращенной нагрузки и объема содержания учебных программ по каждому предмету будут направлены во все управления образования до августовских совещаний.

Согласно п.5 статьи 8 Закона Республики Казахстан «Об образовании» для граждан, которые по состоянию здоровья в течение длительного времени не могут посещать организации среднего образования, организуется индивидуальное бесплатное обучение на дому или в организациях, оказывающих стационарную помощь, а также востановительное лечение и медицинскую реабилитацию.
Внимание!
По поручению Министерства образования и науки РК Национальной академией образования им. И. Алтынсарина разработаны Типовые учебные планы для обучающихся на дому.
Также разработаны Типовой учебный план и учебные программы для вечерних школ (очная форма обучения – 7-11 классы, заочная форма обученря – 9-11 классы, индивидуальное обучение по заочной форме – 1-6 классы) и Типовой учебный план для временно обучающихся вне организации образования. С учетом изученной практики разработан дополнительно Типовой учебный план для индивидуального обучения вне организации образования.
Внимание!
В настоящее время указанные Типовые учебные планы и программы находятся в стадии утверждения. К началу 2018-2019 учебного года они будут отправлены во все управления образования.
В целях обеспечения своевременного планирования работы организаций образования на 2018-2019 учебный год Типовые учебные планы для вечерних школ, для обучающихся на дому и для обучающихся временно вне организации образования прилагаются к ИМП.
Переход школ республики на пятидневное обучение

В соответствии с предлагаемой нагрузкой все классы, с 1 по 11-й, могут свободно перейти на пятидневную учебную неделю.
В своем выступлении на открытии первой сессии Парламента шестого созыва 25 марта 2016 г. Президент Казахстана Н.Назарбаев отметил: «Мы интегрируемся в ОЭСР, и нам нужно быть последовательными. В школах всех развитых стран действует пятидневная учебная неделя. Ребенку дают восстановиться, педагогу – отдохнуть и подготовиться к урокам. В некоторых из них действует даже четырехдневная учебная неделя. И переход на такой формат сегодня – общемировой тренд развитых стран. Ученые уже научно доказали, что при сокращении продолжительности учебной недели повышается результативность обучения. Нам также нужно внедрять эту практику. Министерству образования и науки нужно начать хотя бы с начальной школы».
Переход на пятидневное недельное обучение в школах республики начался параллельно с переходом на обновленное содержание образования. В 2016-2017 учебном году на обновленное содержание образования перешли первые классы, в 2017-2018 учебном году – 2, 5, 7 классы общеобразовательных школ республики.
В связи с тем, что с 2017-2018 учебного года продолжительность урока составляет 40 минут, на пятидневную учебную неделю было рекомендовано перейти всем классам, с 1-го по 11-й. Решение о пятидневной учебной неделе принимает администрация каждой школы и согласовывает его с Попечительским советом и родительским комитетом.
По данным Управлений образования областей и городов, в 2017-2018 учебном году из 7054 школ республики на пятидневную неделю обучения перешли 6708 школ, что составляет 95% (таблица 1).


Таблица 2 – Количество школ республики, перешедших на 5-дневное обучение, в разрезе регионов











Область, город Всего
школ
в регионе
Из них Из них
количество школ, перешедших
на 5-дневное обучение
Начальная школа Основная школа Средняя школа Начальная школа
Основная школа
Средняя школа
1 Акмолинская 565 68 154 343 59 150 343
2 Актюбинская 410 34 82 294 33 81 236
3 Алматинская 758 66 60 632 65 60 597
4 Атырауская 193 12 7 174 12 7 171
5 Восточно-Казахстанская 657 51 116 490 50 115 482
6 Жамбылская 450 61 34 355 61 34 322
7 Западно-Казахстанская 381 70 70 241 70 70 235
8 Карагандинская 515 49 90 376 49 80 312
9 Костанайская 514 89 114 311 89 114 311
10 Кызылординская 293 8 26 259 8 26 242
11 Мангыстауская 134 8 4 122 8 4 122
12 Павлодарская 371 27 68 276 27 68 276
13 Северо-Казахстанская 497 67 108 322 67 108 313
14 Южно- Казахстанская 1029 100 77 852 97 75 786
15 г.Астана 84 2 0 82 2 0 69
16 г.Алматы 203 - 3 200 - 3
(1-7 кл) 112
(1-7 кл),
87
(1-4 кл)
Итого 7054 712 1013 5329 697 995 5016













Критериальная система оценивания достижений обучающихся.

В рамках обновления содержания образования предусмотрен переход на критериальную систему оценивания.
В 2018-2019 учебном году по новой системе оценивания будут работать 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 классы. Новая система оценивания позволяет формировать у обучающихся способность контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.
Процесс обучения ориентирован на формирование у обучающихся функциональной грамотности и навыков широкого спектра.
Оценивается только работа обучающегося, а не его личность; работа обучающегося сравнивается не с работами других учеников, а с эталоном (образом отлично выполненной работы), который известен им заранее. Оценивать можно только то, чему учат, поэтому критерий оценивания – конкретное выражение учебных целей.
На каждом уроке учителю рекомендуется использовать элементы оценивания и оказывать своевременную поддержку обучающимся, обеспечивать их прогресс в обучении, предоставлять информацию о результатах обучения заинтересованным сторонам. Такая система оценивания направлена на мотивирование детей к успешному обучению, на выявление пробелов в знаниях и наглядную демонстрацию их достижений.
Обучающийся и учитель могут индивидуально и совместно разработать план дальнейших действий для последующего развития.
Система критериального оценивания включает формативное оценивание и внутреннее суммативное оценивание.
Как и все новое, новая система оценивания достижений обучающихся была воспринята неоднозначно и педагогами, и родителями. Вопросы возникали в течение всего года.
Система критериального оценивания учебных достижений обучающихся:
 основывается на единстве обучения и оценивания;
 направлена на формирование целостного подхода к обеспечению прогресса и успеваемости обучающегося;
 обеспечивает реализацию целей обучения и сбор доказательств получения знаний и развития навыков в соответствии с учебными программами;
 включает разнообразие способов и форм оценивания на основе содержания учебной программы по предмету для каждого класса.
Важно помнить, что система критериального оценивания основана на взаимосвязи преподавания, обучения и оценивания. Результаты критериального оценивания используются для эффективного планирования и организации образовательного процесса.
Критериальное оценивание позволяет оценить степень развития навыков обучающихся.
Каждый урок должен начинаться с озвучивания/показа целей обучения и критериев их достижения. Обучающийся должен понять, осмыслить поставленную цель обучения и знать, как ее можно достичь.
Технология критериального оценивания основана на сравнении достижений обучающихся с чётко определёнными, заранее известными критериями, позволящими определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык. Важно фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого обучающегося, так и динамику его успехов в сравнении с предыдущими его же достижениями.
Большое преимущество критериальной системы оценивания заключается в снижении стрессовой нагрузки на ученика.
Критериальное оценивание формирует у обучающихся интерес к обучению, позволяет созидать дружелюбную среду обучения, развивать мотивацию обучающихся к учебе, к участию в исследовательской, творческой деятельности.
В критериальной системе оценивания обучающийся выступает как субъект деятельности. Учителю важно поддерживать целенаправленную активность, инициативу, самостоятельность в достижении цели, умение сделать выбор, ответственность, способность к рефлексии.
Обучающемуся не надо стремиться к накоплению отметок. Но оценивание достижений обучающегося должно быть содержательным, многоплановым. В процесс оценивания включается и обучающийся.
Новая система оценивания предполагает поддержку тесной связи учителя с родителями и ведение разъяснительной работы с родителями.
Родителям обучающихся объясняется цель и основные принципы новой системы оценивания, проводится практический тренинг или мастер-класс для родителей.
Родительское собрание учитель может проводить в форме урока, работая с родителями по группам или парам, раздавая задания с заранее известными критериями, предварительно обсуждая дескрипторы. На уроке родителям дается возможность так же, как их детям, проводить самооценивание, взаимооценивание, обсуждать результаты.
Важное значение имеет разъяснение родителям того факта, что новая система оценивания также способствует созданию комфортной и дружелюбной среды общения.
Учитель при проведении оценивания должен обязательно использовать комплекс методических материалов, которые разработаны не только в помощь учителям, но и родителям и обучающимся:
– О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и Итоговой аттестации обучающихся» (приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 9 февраля 2018 года № 47);
– Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2018-2019 учебном году»;
– Инструкция по процедурам критериального оценивания и документированию для средней школы в рамках обновления содержания образования;
– Руководство по критериальному оцениванию для учителей начальной школы;
– Руководство по критериальному оцениванию для учителей основной и общей средней школ: Учебно-методическое пособие;
– Сборники заданий для формативного оценивания в разрезе классов, предметов и языков;
– Сборники заданий по сумммативному оцениванию в разрезе классов, предметов и языков;
– Методические рекомендации по суммативному оцениванию в разрезе классов, предметов и языков.
Данные методические разработки можно найти на сайтах nao.kz, smk.edu.kz.

Оценочная деятельность учителя – отбор, разработка и применение критериев оценивания, способов контроля и оценки.
Для осуществления оценочной деятельности обучающегося учителю необходимо уметь:
– регулярно использовать разные виды оценивания (самооценка, взаимооценка);
– самостоятельно разрабатывать и подбирать критерии оценивания учебных достижений обучающихся;
– разрабатывать и подбирать методы и формы контроля.

Для осуществления оценивания учебных достижений обучающихся учителю необходимо:
1) определить перечень целей обучения для оценивания;
2) определить уровни оценивания (согласно таксономии Блума);
3) разработать критерии оценивания (согласно целям обучения);
4) определить количество обучающихся и частоту предоставления обратной связи;
5) для обучающихся на дому разработать дифференцированные и/или индивидуальные задания с учетом учебной нагрузки обучающегося на дому и изученного им учебного материала;
6) использовать дифференцированные и/или индивидуальные задания, а также вносить изменения в критерии оценивания с учетом особенностей обучающегося с особыми образовательными потребностями;
7) по итогам суммативного оценивания предоставлять родителям информацию об учебных достижениях обучающихся в виде рубрик или обратной связи в ходе родительских собраний.
Критериальное оценивание подразумевает ряд принципиальных установок для учителя:
1.Оценивается только работа обучающегося, а не его личность.
2. Работа обучающегося сравнивается не с работами других учеников, а с образцом отлично выполненной работы.
3. Использовать различные формы конкретных заданий и иметь четкие и ясные описания идеально выполненных заданий.
4.Критерии оценивания известны обучающимся заранее.
5.Самооценивание подразумевает также и рефлексию обучающихся. Рефлексия является обязательным условием развития личности обучающегося.
6.Включать обучающихся в процесс оценивания, стремясь к переходу на самооценивание.
7.Оценивать только то, чему учат. Критерии оценивания должны соответствовать целям обучения.
В формулировках целей обучения отражены действия обучающихся: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, распознавать, определять, моделировать, объяснять и т.д.
Критерии оценивания результатов дают возможность обучающемуся соотнести свой уровень подготовки с требованиями, предъявляемыми учителем, скорректировать процесс обучения, правильно выбрать уровень сложности работы.
8. Возможна совместная с обучающимися разработка критериев для проверки и самопроверки учебных достижений.
9. Важно подобрать учебные задания и продумать организацию самооценки обучающимися своих учебных достижений в ходе урока.
10. Учителю рекомендуется на уроке предоставлять обучающимся возможность для сравнения собственного оценивания учителя, организовать рефлексию для нахождения причин собственных ошибок.
11. Организовать коррекционную работу.

Самооценивание включает в себя:
– понимание обучающимися критериев оценивания;
– владение способами оценивания.
Главный смысл самооценки состоит в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственных учебных достижений.
Процедура самооценки включает:
• Принятие обучающимся четких критериев оценивания или совместная разработка критериев.
• Ознакомление с учебным заданием.
• Прогностическая самооценка по критериям (смогу ли выполнить?, все ли смогу?, выполню часть задания?)
• Рефлексивная самооценка.
• Работа над ошибками.
Самооценка должна предшествовать оцениванию учителя.

Виды самооценки и приемы формирования.
Прогностическая самооценка осуществляется перед выполнением учебного задания. Ученик определяет, что он сможет сделать хорошо, что его затруднит, что не сможет выполнить. То есть это своеобразный прогноз своей возможности выполнения отдельных заданий. Прогностическая оценка эффективна на этапе подготовки к суммативным работам. Дети вместе с учителем разрабатывают критерии оценивания учебных достижений. В соответствии с ними учителем составляются и подбираются соответствующие задания. Критерии должны быть известны обучающимся до начала выполнения СОР и СОЧ. В этом случае, обучающиеся обращаются к ним постоянно и в ходе подготовки к суммативным работам могут оценить свои возможности.
Ученик выясняет, по какому критерию он занизил или завысил самооценку, пытается найти причину расхождений, а также причину своих ошибок.
Прогностическое оценивание можно использовать и на этапе изучения нового материала, перед выполнением учебных заданий. Содержательная самооценка предельно дифференцируется, что обеспечивает качественный самоанализ учебной деятельности, ее результатов.
Вначале учитель предъявляет обучающимся критерии оценивания учебных достижений. Далее обучающиеся вовлекаются в этот процесс. Если обучающиеся открыли новое правило, алгоритм, закономерность, то формулировка критериев оценки учебного задания по данной теме их не затруднит.
Обучение самооцениванию по критериям позволяет обучающимся более осознанно усваивать учебный материал.
Самооценке могут подвергаться не только учебные достижения, но и общеучебные умения. Достижение одной из главных задач начальной школы – умения учиться – невозможно без формирования таких умений, как умение сотрудничать, работать в группе, искать информацию, наблюдать, задавать вопрос и т.д.
В первом классе достаточно научить обучающихся пользоваться инструментами оценивания, выбирать критерии оценивания, соотносить свои учебные достижения с критериями оценивания. Вначале обучающийся учится сверять свою работу с эталоном. Эталоном выступает образец написания букв, цифр. Несовпадение оценивания становится предметом рефлексии. В ходе диалога обучающийся приходит к пониманию причины своей ошибки, проговаривает алгоритм действий, понимает, что может и должен сделать, чтобы достичь эталона.

Критериями выступают предметные и общеучебные умения. У выпускников начальной школы должны быть сформированы следующие предметные общеучебные умения при изучении предмета «Математика»: приемы решения текстовых (сюжетных) задач, математического моделирования. Под математическим моделированием понимается поэтапное овладение обучающимися конкретными предметными умениями: представлять задачу в виде таблицы, схемы, числового выражения, формулы (уравнения), чертежа и уметь осуществлять переход от одной модели к другой.
В частности, выпускник начальной школы должен не только решать текстовую задачу в 1-2 действия, но и формулировать задачу (хотя бы в 1 действие) при заданных значениях величин и отношении между ними.
При изучении предмета «Естествознание» необходима сформированность следующих умений:
– устанавливать связи, зависимости между объектами; характеризовать условия жизни и развития объектов;
– классифицировать, сравнивать объекты, определять время и характеризовать пространство, в котором они существуют;
– применять методы науки, прежде всего, метод наблюдения, уметь проводить измерения.
Рассмотрим следующие рекомендации учителю к подбору заданий:
1. Диагностический инструментарий должен включать задания, выполняющие не только контролирующую, диагностирующую, но и обучающую и воспитывающую функции, т.е.:
– задания могут давать ученику определенный объем новой информации, например: «Пользуясь текстом, объясни, почему дно Аральского моря постепенно превращается в соленую пустыню? (не более 4-х предложений)»;
– задания предполагают создание учеником новых схем действия, например: «Сформулируй задачу на кратное отношение величин (с использованием отношений «больше в» или «меньше в») и реши ее».
2. Задания должны быть нагружены разными факторами, один из которых собственно результат обучения по предмету, а другой отражает личностные особенности обучающегося в овладении общеучебными (универсальными) умениями. Например: «Выпиши из третьего абзаца текста три слова с безударной гласной в корне, подбери к ним проверочные слова».
Учитель свободен в выборе критериев оценивания учебных достижений обучающихся. Важно, чтобы к концу букварного периода дети достигли того результата, который требуется по учебной программе. В зависимости от уровня подготовленности детей класса, их обучаемости, учитель может проектировать достижение промежуточных результатов в определенный отрезок времени. При этом следует подбирать такие критерии оценивания достижений, чтобы необходимый (базовый) результат могли продемонстрировать все обучающиеся класса. Все другие критерии могут быть приняты как дополнительные на данный отрезок времени. Ряд обучающихся вполне может быть оценен по дополнительным критериям, но всем 100% обучающимся для того, чтобы успешно идти всем дальше в обучении, достаточно продемонстрировать результаты в соответствии с основными, базовыми критериями.
Рассмотрим приемы организации оценочной деятельности в первом классе.
Вначале критерием выступает образец. Учитель демонстрирует правильное написание элемента буквы, просит детей воспроизвести его в прописях и оценить свой учебный результат в соответствии с образцом (эталоном).
После самооценки обучающегося оценивание проводит учитель. Несовпадение оценок вызывает рефлексию: почему моя оценка не совпала с оценкой учителя? Какой элемент буквы я написал неправильно? Ученик стремится найти причину своей ошибки.
Каждую работу можно оценить по разным критериям, но важно, чтобы ребенок учился видеть свой результат вначале через призму одного критерия, затем нескольких. При подготовке к выполнению задания учитель спрашивает учеников: «Какое умение мы будем проверять? какое правило? Что нужно для того, что бы правильно его выполнить?» Так формулируется критерий.
Младший школьник, как никто другой, должен испытать ситуацию успеха.
Обучающиеся учатся видеть учебное задание сквозь призму нескольких критериев, учатся оценивать себя по нескольким критериям.
Выполняя задание, обучающийся может осуществлять самоконтроль учебных действий и грамотно оценить себя по сформулированным критериям.
Для проверки и оценки результатов обучения за длительный отрезок времени, например, сквозную тему или раздел, формулируются обобщенные критерии.
При подготовке к диктанту обучающиеся могут ориентироваться на сформулированные критерии. Оценка результатов на основе критериев позволяет учителю быть более объективным, ученику дает возможность прогнозировать уровень выполнения задания, находить причины ошибок, предупреждать их.
Отличие критериального оценивания: учитель и обучающиеся оценивают позитивно результаты деятельности, учатся видеть учебные достижения. А ошибки выступают как средство для дальнейшего продвижения, для постановки учебных целей.
Учебные достижения оцениваются по совокупности критериев, по ряду из которых обучающийся переживает ситуацию успеха. Это важно для развития учебной мотивации. Младший школьник должен учиться на ситуации успеха.
Критериальное оценивание учебных достижений позволяет качественно оценить достижения обучающегося, разработать адекватные задания формативного и суммативного оценивания: диктанты, сочинения, изложения, тесты, контрольные и проверочные задания.

Инструменты критериального оценивания
1. Словесная (устная) оценка учителя должна быть связана с поощрением достижения определенных результатов. В словесном оценивании необходимо сравнить настоящие достижения ребенка с теми, которые были у него вчера
Негативная оценка может касаться лишь прилежания обучающегося, ответственности, упорства. Учителю следует пополнять запас словесных оценок, а не останавливаться на классических суждениях « молодец», «хорошо», «умница». Необходимо показывать свое эмоциональное отношение, переживание по поводу учебных достижений обучающегося.
«Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера», «Я рада, что ты понял этот алгоритм», «У тебя интересное мнение» (версия, предположение), «Какая замечательная идея, автор учебника об этом еще не подумал».
«Вычисление было очень сложным, но ты справился с первыми двумя действиями», «Ты правильно выполнил половину задания, в следующий раз все сможешь сделать сам», «Ты очень старался, и у тебя обязательно получится, продолжай также».
Важно хвалить при всех: «Ребята, посмотрите, как сегодня поработал Арман! У него тоже все получилось!». При этом неважно, что другие это делают уже давно.
Учитель может руководствоваться следующими правилами:
– хвалите обучающихся сразу после достижения даже незначительного результата;
– хвалите учебные достижения обучающегося, а не его личные качества;
– говорите, что вы довольны достигнутым результатом, вам приятен его успех.
Важно назвать то, за что ребенка действительно можно похвалить, а затем поставить новую задачу.
Учителю необходимо учиться переформулировать недостатки ученика в позитивные цели.
Лучше если ученик сам сформулирует коррекционную задачу.
Учитель должен показать обучающимся образец взаимодействия, конструктивного общения, позитивного оценивания.
Письменная обратная связь, рубрика представляют собой описание результатов достижений обучающихся за определенный период. В ней учитель описывает успехи обучающегося, дает необходимые рекомендации. Учитель может включать 2 – 3 предложения.
Для оценки учебных достижений за букварный период можно руководствоваться требованиями к знаниям, умениям, изложенным в соответствующих программах. При этом некоторые критерии могут быть не обязательными, так как впереди еще целая четверть, и ученики имеют возможность для успешного освоения ряда умений.


Таблица 3 – Перечень критериев

Критерии Пример заданий Оценка
Умение называть звуки, из которых состоит слово
Умение различать звуки и буквы
Умение определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки
Умение обозначать мягкость гласных на письме
Умение читать плавным, слоговым чтением

Баллы.
Оценка в баллах не привязана к традиционным отметкам.
Формативное оценивание проводится для мониторинга достижений обучающимися целей обучения и дальнейшего выстраивания дифференцированной работы на уроке, включая итоги выполненной домашней работы и рекомендации педагога в письменной форме (в тетрадях или дневниках) или устно.
Оценивание – это непрерывный процесс. В нем должны принимать участие учителя, обучающиеся, родители, администрация.
Неотъемлемой частью форм формативного оценивания являются наблюдения и документация. Существуют неформальный и формальный виды наблюдения. Неформальное наблюдение происходит все время на занятиях без специального фокуса. Формальное наблюдение – учитель ставит себе целью посмотреть, насколько развиты в наблюдаемом те или иные навыки.
Формативное оценивание служит для определения уровня освоения знаний и сформированности навыков обучающихся в процессе обучения, позволяет корректировать образовательный процесс, проводится учителем для осуществления обратной связи. Формы, виды обратной связи учитель выбирает на свое усмотрение, используя свой наработанный опыт. При этом следует обращать внимание на позитивный и корректный характер предоставления обратной связи.
Перед проведением формативного оценивания важно ознакомить обучающихся с целями обучения и критериями оценивания. Необходимо объяснить значение критериев оценивания, чтобы обучающимся было понятно, на что необходимо обратить внимание при выполнении задания.
В процессе обучения важно формирование эффективной классной дискуссии и постановка других учебных задач, которые будут служить в качестве свидетельства понимания обучающимся поставленных целей обучения. Постоянное предоставление учителем обратной связи будет стимулировать обучающихся идти вперед, достигать лучшего результата.
Умение точно оценивать уровень мыслительных навыков является важным аспектом критериального оценивания. В таблице 2 представлены уровни мыслительных навыков, включенных в учебную программу, степень развития или сформированности которых следует оценивать при формативном и суммативном оценивании.

Таблица 4 – Уровни мыслительной деятельности по Таксономии Блума

Навыки Описание
Знание Знание и воспроизведение конкретных фактов, инф

Осы беттің QR-коды:
QR-код этой страницы: